18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Символу режима готовят новую роль

№64
Материал из газеты

Итальянские ультраправые считают, что культура — стратегический актив страны, и предлагают превратить Казу дель Фашио в музей современного искусства

Итальянская ультраправая партия «Лига» получила на прошедших в марте всеобщих парламентских выборах 18% голосов и имеет все шансы войти в состав нового коалиционного правительства, а ее глава Маттео Сальвини — стать премьер-министром. «Лига» не раз выступала с предложением превратить бывшую штаб-квартиру фашистов на озере Комо в крупнейший в стране музей современного искусства, архитектуры и дизайна. Проект излагается в антииммиграционном, евроскептическом манифесте Сальвини.

В предвыборной кампании партии основной акцент делался на европейский миграционный кризис, культуре уделили не много внимания. Тем не менее в манифесте «Лиги», озаглавленном «Сальвини — премьер», целых три страницы занимает глава «Культурное наследие и итальянское самосознание», где именно культура определяется как «стратегический актив нашей страны» и «область, которая может гарантировать нам первенство по сравнению с другими странами мира». Среди предложений нового кандидата в премьеры — централизованный отдел маркетинга, который будет развивать культурный туризм в тандеме с региональными организациями и 30 основными государственными музеями, два года назад отвоевавшими автономию у предыдущего, левоцентристского правительства. Проводивший реформу министр культуры Дарио Франческини после выборов потерял свое место. Критикуя итальянские музеи за неорганизованность и слабость в области цифровых технологий, «Лига» предлагает консолидацию негосударственных институтов и децентрализацию национальной сети. Еще одно предложение — стимулировать торговлю произведениями искусства, снизив НДС на их покупку и ослабив «чрезмерный общественный контроль» за рынком антиквариата.

Из недавних и наиболее любопытных «среднесрочных» культурных инициатив упоминается «создание крупнейшего музея современного искусства, архитектуры и дизайна на севере Италии в палаццо Терраньи и смежных зданиях».
Строительство строгого бетонного палаццо с кубической структурой, образца итальянского рационализма архитектора Джузеппе Терраньи, началось по решению Национальной фашистской партии Бенито Муссолини в 1932-м и было завершено в 1936 году. Оно известно под названием Каза дель Фашио, или Дом фасций, это одна из 5 тыс. штаб-квартир итальянских фашистов, построенных по всей Италии.

Каза дель Фашио задумывалась как символ режима. Передний двор и атриум проектировались для проведения многолюдных митингов. Терраньи сотрудничал с художниками Марчелло Ниццоли и Марио Радиче, которые работали над декоративным оформлением здания, включая гигантский портрет Муссолини на фасаде, отвергнутый партией как недостаточно праздничный, и мраморную статую дуче в конференц-зале.

В здании, восстановленном после Второй мировой войны, с 1950-х годов размещается филиал финансовой полиции Италии, и просто так сюда не попадешь. О превращении особняка в музей говорят уже много лет. В феврале городские власти Комо сделали первый шаг, подписав соглашение с племянником архитектора и распорядителем его наследия Аттилио Терраньи, чтобы открыть архитектурный памятник для туристов и, возможно, обратиться в ЮНЕСКО за присвоением ему статуса объекта всемирного наследия.

Однако напряженная предвыборная кампания вызвала протесты против инициатив правых партий, чему способствовало радиоинтервью Сальвини, где он сказал, что Муссолини «сделал многое» для Италии, в частности осушил болота и ввел пенсии. Правда, уточнил, что «предпочитает демократию» и «ненавидит диктатуры любого рода». 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+