18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Санкт-Петербурге памятникам устроили «банный день»

Накануне дня рождения города Музей городской скульптуры помыл два самых известных монумента — Медного всадника и памятник Екатерине II

Обычная процедура — обследование и помывка памятников после зимы — в Петербурге уже давно превратилась в веселую городскую традицию. Под душем из пенного раствора и воды, как обычно, побывали монументы Петру I (Медный всадник) и Екатерине II. На «баню», устроенную службой текущего ремонта Музея городской скульптуры, как на праздник, собралась толпа зрителей и журналистов.

Сначала омовение пережил памятник Екатерине II, стоящий на Невском проспекте в сквере перед Александринским театром. В этом году право первым окатить императрицу водой из шланга получил известный артист балета, премьер Михайловского театра Иван Зайцев. Потом к шлангу допустили журналистов. После этих ритуальных обливаний к делу приступили профессионалы — промышленные альпинисты.

«Для нас это не столько традиция, сколько необходимость поддерживать нормальное состояние памятников, — рассказала корреспонденту TANR Екатерина Макеева, заведующая службой по текущему уходу и содержанию памятников. — Сначала наверх поднимаемся мы, чтобы осмотреть памятник и сделать фотофиксацию его состояния, потом начинается сама процедура. Моют скульптуру и постамент специальным реставрационным средством, которое обладает нейтральными свойствами и легко смывается. После просушки памятник покрывают искусственным воском».

По словам Екатерины Макеевой, памятник ее тезке находится в удовлетворительном состоянии. Главным образом потому, что возле него почти не кормят голубей, от помета которых городская скульптура страдает особенно серьезно. Зато памятники Пушкину — на площади Искусств и на Пушкинской улице — ежедневно подвергаются атакам пернатых вандалов: сердобольные горожане любят посидеть в скверах вокруг этих монументов и покормить птиц. В результате скульптуры не только выглядят неопрятно, но и корродируют от едкого помета.

«Баню» для Петра I по традиции устраивают накануне дня города, который в Петербурге отмечают 27 мая. Несмотря на раннее субботнее утро, к моменту помывки вокруг Медного всадника в этом году собралась толпа зрителей, которые шумно приветствовали каждый водяной залп, окатывавший огромную скульптуру с головы до основания. Екатерина Макеева рассказала, что состояние этого памятника также удовлетворительно, специалистам нужно только снять поверхностные загрязнения, а в реставрации он не нуждается.

Памятник Петру I, с легкой руки Пушкина получивший прозвище Медный всадник (в разговорной речи того времени бронзу принято было называть медью), был установлен в 1782 году по распоряжению Екатерины II. Автором замысла стал французский скульптор Этьен Фальконе, но вся композиция — плод коллективных усилий: голову статуи лепила ученица Фальконе Мари-Анн Колло, змею — Федор Гордеев, отливкой статуи руководил литейных дел мастер Василий Екимов. В 1778 году Фальконе покинул Россию, и руководство работами передали Юрию Фельтену, который и завершил установку памятника. На одной из складок плаща Петра I Фальконе оставил надпись: «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».

Что до памятника Екатерине II, то он был установлен в 1873 году. Открытие сначала планировали приурочить к 1862 году, 100-летию ее восшествия на престол, но, как это часто бывает в России, немного выбились из графика. Место выбрали в самом центре Невского проспекта. Этот памятник тоже результат коллективного творчества: в создании проекта принял участие художник и скульптор Михаил Микешин, собственно скульптурные работы выполнили Матвей Чижов, изваявший статую Екатерины, и Александр Опекушин, создавший фигуры фаворитов и сподвижников императрицы — те, что сплоченной толпой окружают пьедестал.

Оба памятника действительно стали самыми известными и любимыми в Петербурге. Но народная любовь к ним проявляется своеобразно. Например, выпускники военно-морского института любят забираться на постамент Медного всадника и пытаются начистить императорскому коню причинные места полировальной пастой. Но особенно не везет памятнику Екатерине. Еще в 60-х годах прошлого века из рук представленного в ряду сподвижников Александра Суворова вандалы вырвали и украли шпагу. С тех пор ее дважды воспроизводили, но покушения на оружие генералиссимуса продолжаются. В 1990-х годах с бронзовой груди императрицы сняли многокилограммовую цепь и орден, а у вельмож, сидящих в ногах Екатерины, украли различные аксессуары. Вандалов удалось найти очень быстро, и во время последней реставрации памятника в 2003 году все похищенные предметы вернули на место.

Но памятники Петру I и Екатерине II — не просто самые популярные и любимые. Они — настоящие символы города, его ангелы-хранители. Всю Великую Отечественную войну они простояли на своих местах. И если Медного всадника хоть как-то пытались защитить — обложили со всех сторон мешками с песком, закрыли досками, — то Екатерину оставили без малейшей защиты. Она вообще могла погибнуть: в 1941 году был подписан приказ о переплавке памятника. Но началась война, и на него махнули рукой. Бронзовая императрица в окружении сподвижников так и простояла всю войну, открытая обстрелам и бомбежкам. И ни один снаряд, ни один осколок не коснулся этого памятника. Так что петербуржцы уверены: пока на своих местах стоят бронзовые Петр и Екатерина, с городом ничего плохого не случится.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+