18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Что ждет цифровые технологии в музеях и сколько средств необходимо, чтобы избежать спада?

Хотя на внедрение новых технологий в музеях выделяются гранты, найти источник долгосрочного финансирования этих проектов оказывается намного труднее.

нститут искусств Чикаго запускает серию приложений для смартфонов, которые станут карманными экскурсоводами для посетителей музеев. С помощью гаджета можно будет посмотреть аудиоинтервью с художниками и слайд-фильмы из произведений, находящихся на реставрации. Этот проект частично финансируется благотворительным фондом Bloomberg Philanthropies, который в прошлом году официально пообещал ассигновать пяти музеям $15 млн для разработки мобильного гида. Как и в случае с десятками других цифровых проектов, разработка приложения получила зеленый свет только благодаря привлеченным средствам. Однако некоторые эксперты уже сейчас беспокоятся о том, что произойдет, если гранты на цифровые разработки уменьшатся. Сегодня музеям, может быть, легче финансировать цифровые проекты, чем выставки. «Денежные гранты всегда легко получить под новые проекты», – говорит Уэйн Клаф, уходящий в отставку секретарь Смитсоновского института, получившего недавно $1,7 млн от американского правительства на расходы по оцифровке его коллекции. А Музей Штеделя в немецком Франкфурте планирует за следующие три-четыре года потратить €20–30 млн на различные проекты, которые он называет «цифровым расширением», причем все средства для этого «расширения» поступят от корпораций и фондов. «Очень трудно найти корпоративного спонсо ра нашей следующей выставки немецкого искусства эпохи Ренессанса, — говорит Макс Холляйн, директор музея. — При этом я могу без проблем найти поддержку для нашего следующего цифрового образовательного проекта». Он планирует создать особый фонд для реализации цифровых инициатив музея. «В современных технологических проектах этап обновления наступает намного быстрее, чем в ситуации со зданием. Провести капитальную реконструкцию сооружения вам понадобится лет через 20, а с цифровым проектом уже примерно через полтора года вам будет нужна версия 2.0 или 3.0», — объясняет он. Но гранты и спонсорство не всегда так легко гарантировать. «Блеск довольно быстро сходит на нет, — утверждает Элизабет Мерритт, директор Центра музейного будущего при американском Союзе музеев. — Я не получила достаточно откликов от музеев на тему построения долгосрочной бизнес-модели».

Сокращение грантов

Федеральное финансирование в США идет на убыль: Национальный фонд гуманитарных наук — значительный источник поддержки цифровых проектов — выделил в прошлом году на 23% меньше денег на гранты для подобных инициатив по сравнению с 2012-м. Хотя все еще существует достаточная поддержка таких образовательных инструментов, как приложения для мобильных телефонов и онлайн-курсы, объем фондов, нацеленных на размещение в Сети изображений с высоким разрешением и информации о коллекциях, уменьшается. Художественная галерея Олбрайта Нокса в Буффало получила в 1999 году грант в размере
$500 тыс., чтобы за три года оцифровать свою коллекцию, но, «когда этот грант закончился, обработка прекратилась», сообщил Рич Черри, бывший IT-директор галереи. Работа здесь продвигается, однако 20% коллекции все еще предстоит оцифровать, говорит представительница музея.

Цифровое сотрудничество

Даже самому богатому в мире художественному учреждению — Фонду Дж. Пола Гетти, предоставляющему гранты другим музеям для реализации цифровых проектов в дополнение к финансированию своих собственных, приходится прилагать усилия, чтобы поддерживать оцифровку. «В Сети представлено меньше наших экспонатов, чем мы хотели бы, — рассказывает Джим Куно, руководитель фонда. — У нас есть роботизированный цифрователь, который может переворачивать [и сканировать] страницы книги, но та-кие аппараты очень дороги, и их невозможно иметь в желаемом количестве». Оцифровка также занимает больше времени, чем готовы ждать некоторые инвесторы. По расчетам Смитсоновского института, если бы даже они каждую минуту оцифровывали одно произведение, для завершения работы потребовалось бы свыше 260 лет.

Масштаб таких проектов вынуждает музеи заново продумывать подходы к проблеме. «Мы тратим впустую слишком много ресурсов, делая то же, что и остальные», — считает Роберт Стайн, заместитель директора Далласского художественного музея. Решением проблемы, говорит он, является сотрудничество. Разные институции не должны оцифровывать одну и ту же редкую книгу или разрабатывать схожее программное обеспечение, чтобы организовывать выставки в Интернете.

Для продвижения идеи совместной работы фонд Bloomberg Philanthropies и Фонд Гетти настаивают, чтобы получатели их грантов несколько раз в год собирались вместе для обсуждения проектов, а Смитсоновский институт делится своей последней разработкой с 184 подведомственными учреждениями. Фонд Гетти также положительно смотрит на то, чтобы музеи пользовались универсальными электронными платформами для новых проектов. Цифровая разработка «с нуля» обходится, по словам Куно, «намного дороже, чем может потянуть одно учреждение». «Но область электронных приложений никуда от нас не уйдет. Поэтому, если уж заварили кашу, не жалейте масла!».

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
3
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
4
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
7
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+