18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Ретроспектива Вадима Космачева открывается в Новой Третьяковке

№63
Материал из газеты

Первая персональная выставка скульптора в России представит его работы, начиная с ранних экспериментов с фарфором и настенных ассамбляжей, отсылающих к супрематизму

Фамилия Вадима Космачева (р. 1938) на Западе известна лучше, чем в России. Ретроспектива в Третьяковской галерее — первая персональная выставка 80-летнего скульптора на родине. Покинув СССР в 1979 году, он жил то в Австрии, то в Германии и не раз выигрывал конкурсы на создание объектов для публичных пространств в этих странах. Свой нетипичный для выходца из СССР успех он сам объясняет тем, что у европейских коллег, чье творчество востребовано на арт-рынке, нет привычки создавать объекты, ориентируясь на контекст городской среды. «Скульптору, привыкшему работать в галерейном формате, трудно рассчитать масштаб произведения так, чтобы оно вписалось в окружающее пространство». Помогло Космачеву и наличие портфолио. Свою первую монументальную работу «Конструкта» он создал еще до отъезда на Запад. Скульптура для площади перед библиотекой в Ашхабаде, сделанная при помощи заключенных местной зоны, появилась в 1975 году. Стальная 20-метровая конструкция, чем-то напоминающая работы Жана Тэнгли, настолько шокировала местных чиновников, что доступ к заказам для ее автора был закрыт раз и навсегда. 

Жанр монументальной скульптуры довольно консервативен, однако Космачев все время пытается взорвать его изнутри: сближает то с ландшафтным дизайном, то чуть ли не с карикатурой, создавая игривые фонтаны в виде девушек, принимающих душ, пускается в головоломные эксперименты с новыми технологиями. На выставке будет представлен прототип зеркального «Квадрата движения» — объекта, непрерывно меняющего форму благодаря энергии встроенных в него солнечных батарей. Экспозиция охватывает все периоды творчества скульптора начиная с ранних экспериментов с фарфором и эскизов «Конструкты». Помимо объектов, моделей и эскизов разных лет, зрителям  покажут живопись и настенные ассамбляжи (или, как их называет сам художник, «ванд-агрегаты») — своего рода трехмерные оммажи русскому супрематизму. Специально к выставке снят документальный фильм, демонстрирующий скульптуры Космачева в естественной среде — то глазами спешащего по делам прохожего, то с высоты птичьего по­лета.  

Новая Третьяковка
Вадим Космачев. Дыхание скульптуры
17 мая – 19 августа

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+