18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Ретроспектива Вадима Космачева открывается в Новой Третьяковке

№63
Материал из газеты

Первая персональная выставка скульптора в России представит его работы, начиная с ранних экспериментов с фарфором и настенных ассамбляжей, отсылающих к супрематизму

Фамилия Вадима Космачева (р. 1938) на Западе известна лучше, чем в России. Ретроспектива в Третьяковской галерее — первая персональная выставка 80-летнего скульптора на родине. Покинув СССР в 1979 году, он жил то в Австрии, то в Германии и не раз выигрывал конкурсы на создание объектов для публичных пространств в этих странах. Свой нетипичный для выходца из СССР успех он сам объясняет тем, что у европейских коллег, чье творчество востребовано на арт-рынке, нет привычки создавать объекты, ориентируясь на контекст городской среды. «Скульптору, привыкшему работать в галерейном формате, трудно рассчитать масштаб произведения так, чтобы оно вписалось в окружающее пространство». Помогло Космачеву и наличие портфолио. Свою первую монументальную работу «Конструкта» он создал еще до отъезда на Запад. Скульптура для площади перед библиотекой в Ашхабаде, сделанная при помощи заключенных местной зоны, появилась в 1975 году. Стальная 20-метровая конструкция, чем-то напоминающая работы Жана Тэнгли, настолько шокировала местных чиновников, что доступ к заказам для ее автора был закрыт раз и навсегда. 

Жанр монументальной скульптуры довольно консервативен, однако Космачев все время пытается взорвать его изнутри: сближает то с ландшафтным дизайном, то чуть ли не с карикатурой, создавая игривые фонтаны в виде девушек, принимающих душ, пускается в головоломные эксперименты с новыми технологиями. На выставке будет представлен прототип зеркального «Квадрата движения» — объекта, непрерывно меняющего форму благодаря энергии встроенных в него солнечных батарей. Экспозиция охватывает все периоды творчества скульптора начиная с ранних экспериментов с фарфором и эскизов «Конструкты». Помимо объектов, моделей и эскизов разных лет, зрителям  покажут живопись и настенные ассамбляжи (или, как их называет сам художник, «ванд-агрегаты») — своего рода трехмерные оммажи русскому супрематизму. Специально к выставке снят документальный фильм, демонстрирующий скульптуры Космачева в естественной среде — то глазами спешащего по делам прохожего, то с высоты птичьего по­лета.  

Новая Третьяковка
Вадим Космачев. Дыхание скульптуры
17 мая – 19 августа

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+