18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ретроспектива Вадима Космачева открывается в Новой Третьяковке

№63
Материал из газеты

Первая персональная выставка скульптора в России представит его работы, начиная с ранних экспериментов с фарфором и настенных ассамбляжей, отсылающих к супрематизму

Фамилия Вадима Космачева (р. 1938) на Западе известна лучше, чем в России. Ретроспектива в Третьяковской галерее — первая персональная выставка 80-летнего скульптора на родине. Покинув СССР в 1979 году, он жил то в Австрии, то в Германии и не раз выигрывал конкурсы на создание объектов для публичных пространств в этих странах. Свой нетипичный для выходца из СССР успех он сам объясняет тем, что у европейских коллег, чье творчество востребовано на арт-рынке, нет привычки создавать объекты, ориентируясь на контекст городской среды. «Скульптору, привыкшему работать в галерейном формате, трудно рассчитать масштаб произведения так, чтобы оно вписалось в окружающее пространство». Помогло Космачеву и наличие портфолио. Свою первую монументальную работу «Конструкта» он создал еще до отъезда на Запад. Скульптура для площади перед библиотекой в Ашхабаде, сделанная при помощи заключенных местной зоны, появилась в 1975 году. Стальная 20-метровая конструкция, чем-то напоминающая работы Жана Тэнгли, настолько шокировала местных чиновников, что доступ к заказам для ее автора был закрыт раз и навсегда. 

Жанр монументальной скульптуры довольно консервативен, однако Космачев все время пытается взорвать его изнутри: сближает то с ландшафтным дизайном, то чуть ли не с карикатурой, создавая игривые фонтаны в виде девушек, принимающих душ, пускается в головоломные эксперименты с новыми технологиями. На выставке будет представлен прототип зеркального «Квадрата движения» — объекта, непрерывно меняющего форму благодаря энергии встроенных в него солнечных батарей. Экспозиция охватывает все периоды творчества скульптора начиная с ранних экспериментов с фарфором и эскизов «Конструкты». Помимо объектов, моделей и эскизов разных лет, зрителям  покажут живопись и настенные ассамбляжи (или, как их называет сам художник, «ванд-агрегаты») — своего рода трехмерные оммажи русскому супрематизму. Специально к выставке снят документальный фильм, демонстрирующий скульптуры Космачева в естественной среде — то глазами спешащего по делам прохожего, то с высоты птичьего по­лета.  

Новая Третьяковка
Вадим Космачев. Дыхание скульптуры
17 мая – 19 августа

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+