18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Молодые кураторы защитились выставками

В Новом музее в Петербурге проходят дипломные выставки молодых кураторов, выпускников факультета свободных искусств и наук СПбГУ

Выставочный проект в Новом музее является защитой магистерских дипломов выпускников факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета, обучавшихся по программе «Кураторские исследования». В этом году программа подготовки кураторов — специалистов в области современного искусства отмечает пятилетие. По этому случаю официальный музей впервые открыл свои двери для студенческих дипломных работ.

Проект, представленный в Новом музее, состоит из двух самостоятельных выставок: Je suis Mazimir Kalevich и Lobsterrealism. Выставки объединяет интерес кураторов к проблеме внутренней свободы и духу нонконформизма — фундаментальным слагаемым современного художественного процесса. Обе они посвящены теме языка и информативности в современном искусстве.

Куратор выставки Je suis Mazimir Kalevich Данита Пушкарева сделала свой проект с известным художником Баби Бадаловым. Бадалов — уроженец Баку, жил и учился в Ленинграде-Петербурге, после перестройки уехал в Европу, сейчас живет в Париже. Он автор текстильных и графических работ, живописных произведений и инсталляций, созданных на стыке визуальной поэзии и изобразительного искусства, участник многих престижных европейских выставок. В 2016 году в парижском Пале де Токио экспонировалась его инсталляция.

«Я работаю со словами, меня интересует топология слова: как человек перемещается в пространстве, а вместе с ним меняется алфавит, общество, как он словами реагирует на происходящее, — рассказал корреспонденту TANR Баби Бадалов. — С огромным удовольствием принял участие в этом выставочном проекте еще и потому, что Петербург — моя духовная родина, он меня вдохновляет. Последний раз я выставлялся здесь почти полтора десятилетия назад. Я изменился за это время, и выставка об этом — о том, как изменился я и мир вокруг меня».

Куратор проекта Lobsterrealism Лиза Зельченко, по ее словам, стремилась исследовать, девальвирован ли анархический потенциал в мире современного искусства, где многое уже коммерциализировано. «Я использовала в названии термин, придуманный основателем американского андерграунда Джеком Смитом в его „Репетиции разрушения Атлантиды“, но отталкивалась главным образом от фигуры Владислава Мамышева-Монро, — рассказала корреспонденту TANR куратор. — Меня всегда интересовала стратегия искусства жизни, работа художника с собственным „я“. Она честная, хотя очень болезненная для любого автора».

Сравнивая Джека Смита и Мамышева-Монро, критическую составляющую их творчества, стратегию сопротивления, Лиза Зельченко предложила художникам, которым, на ее взгляд, близко понятие «искусство жизни», поразмышлять о том, насколько эта стратегия актуальна сегодня. Она пригласила к участию в выставке несколько современных петербургских художников и арт-групп, в том числе «Север-7», Федора Хиросигэ, Леру Лернер, Нестора Энгельке, Галю Яптик.

Факультет свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета — лучшее в Петербурге место, где учат современному искусству. Выпускники получают два диплома о высшем образовании: диплом СПбГУ с квалификацией «Бакалавр искусств и гуманитарных наук» и диплом Бард-колледжа с квалификацией Bachelor of Arts.

«В этом году у нас очень много интересных проектов, и в результате получился настоящий выставочный марафон, который проходит на разных площадках Петербурга, — рассказала руководитель программы «Кураторские исследования» Олеся Туркина. — Университет выделяет небольшой бюджет, но дальше студенты могут искать поддержку площадки, спонсоров».

Магистерские диссертации по программе в этом году защищают 24 выпускника, представивших на публику 19 выставочных проектов (некоторые проекты — результат совместного творчества нескольких студентов), которые проходят в музеях, на предприятиях, в церквях и даже в поликлиниках. Так, на заводе «Севкабель» развернута дипломная выставка «Лингво универсале» (кураторы — Анна Ильина и Ольга Рудая), а в Анне-кирхе открылась выставка Петра Швецова. Дипломные выставки будущих кураторов, выпускников факультета свободных искусств и наук можно увидеть в Петербурге до середины мая.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+