18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Собирай, как Рокфеллер

№63
Материал из газеты

Christie’s распродает коллекцию Дэвида и Пегги Рокфеллер стоимостью около полумиллиарда долларов. Согласно их завещанию, все вырученные деньги пойдут на благотворительность

Людей, способных заработать миллиард долларов, в мире не то чтобы очень много, но и не мало. Людей, способных этот миллиард раздать, гораздо меньше. В истории династии Рокфеллеров нашлось место для обеих крайностей. Ее основатель, нефтяной магнат Джон Рокфеллер, в XIX веке стал первым миллиардером Америки. Его внук Дэвид Рокфеллер, скончавшийся год назад на 102-м году жизни, за свой долгий век пожертвовал на благотворительность $1,345 млрд. Но самый широкий жест приберег под конец. Посмертная распродажа коллекции искусства, собранной Дэвидом и его женой Пегги, обещает стать крупнейшим в истории благотворительным аукционом.

На торги выставлено 1 тыс. предметов декоративно-прикладного искусства и 550 — изобразительного. Общий эстимейт коллекции — около $500 млн. (В Christie’s рассчитывают, что результаты торгов превзойдут рекорд 2009 года — распродажу собрания Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, принесшую $484 млн.) Эстимейт лишь одного полотна «Девушка с корзиной цветов» Пабло Пикассо — $90–120 млн. Все вырученные средства пойдут десяти организациям, выбранным владельцем при жизни. Среди них — основанный его отцом Университет Рокфеллера и нью-йоркский Музей современного искусства (MоMA), одной из учредительниц которого была его мать. Коллекцию будут распродавать три дня — на вечерних и дневных торгах 8–10 мая. Приобрести безделушку-другую из дома Рокфеллеров смогут и покупатели умеренного достатка: на онлайн-торги с 1 по 11 мая выставлено 650 лотов с эстимейтами от $100 до $10 тыс.

Предаукционная выставка идет до 8 мая в залах Christie’s в нью-йоркском Рокфеллер-центре. Более подходящего места не придумаешь: это здание, шедевр американского ар-деко, построено отцом Дэвида Джоном Рокфеллером-младшим. Именно он стал первым коллекционером в семье — его слабостью были китайский фарфор и средневековые гобелены. Зачарованный, как и многие американцы, культурой Старого Света, он жертвовал деньги на реставрацию Версаля и Реймсского собора и основал в Нью-Йорке музей средневековой скульптуры и архитектуры Клойстерс (ныне — часть Метрополитен-музея). Современного же искусства не одобрял, радикально расходясь в этом вопросе со своей женой Эбби Олдрич Рокфеллер. Поначалу он пытался держать супругу в строгости, не позволяя ей повсюду развешивать любимых Матисса, Дали и Пикассо и требуя показывать их в особой галерее на седьмом этаже их девятиэтажного дома-дворца, куда сам старался не заглядывать. Но в итоге семейный конфликт пошел Нью-Йорку и миру на пользу. Не имея возможности наполнять дом работами модных художников, Эбби вместе с двумя подругами-собирательницами основала Музей современного искусства. В конце концов даже девятиэтажный дворец пал жертвой ее страсти к прекрасному: она уговорила мужа передать участок, где находилось их семейное гнездо, под строительство нового здания музея. Теперь на этом месте сад скульптур MoMA, названный в честь Эбби.

Но сказать, что любовь к современному искусству Дэвид впитал с молоком матери, было бы и банально, и неточно. Изначально он по примеру отца относился к нему с опаской. Преодолеть предубеждение ему помог Альфред Барр, первый директор MoMA. По семейной легенде, началось все с того, что Барр с женой в 1948 году пришел со светским визитом к Дэвиду и Пегги. В гостиной висели портреты кисти рядовых мастеров XVIII века, и супруга Барра возмутилась тем, что хозяева вешают на стены столь посредственную живопись, хотя могли бы позволить себе что-нибудь более интересное. Именно с легкой руки Барра в собрании Рокфеллеров появились топ-лоты нынешних торгов — поздние «Кувшинки» (1914–1917) Клода Моне, написанная под влиянием японских гравюр «Волна» (1888) Поля Гогена и «Габриель у зеркала» (1911–1913) Огюста Ренуара (эстимейт первого полотна $50-70 млн, второго – $12 млн, третьего – $7-10 млн). Картина Ренуара когда-то даже вызвала небольшой скандал в благородном семействе. «Некоторые наши друзья и родственники были обеспокоены тем, что мы повесили в гостиной портрет женщины в неглиже, лишь частично прикрывающем грудь. Но таких было немного», — вспоминал Дэвид Рокфеллер.

В 1968 году, когда наследники Гертруды Стайн выставили на продажу ее коллекцию, включавшую немало шедевров Пикассо, Дэвид с братом Нельсоном и еще тремя миллионерами в складчину выкупили ее целиком. Часть картин они подарили MoMA, остальные разделили между собой по жребию. Дэвиду за его взнос в $2,1 млн достались восемь работ Пикассо и две — Хуана Гриса. Именно из этой коллекции — главный хит аукциона «Девушка с корзиной цветов» (1905), относящаяся к «розовому» периоду мастера. На полотне изображена обнаженная девочка-подросток с недетским серьезным взглядом, заворожившим не только Пикассо. Юная Линда позировала также Амедео Модильяни и Кесу ван Донгену и, как утверждают биографы Пикассо, торговала у входа в кабаре «Мулен-Руж» не только цветами, но и собой. Побьет ли эта работа рекорд «Алжирских женщин» Пикассо, ушедших два года назад на торгах того же Christie’s за $160 млн, — пожалуй, главная интрига предстоящего аукциона.

Наверняка накалятся страсти и вокруг чувственной «Лежащей одалиски с магнолии» (1923) Анри Матисса (эстимейт $70– 90 млн). Впрочем, покупателям с Ближнего Востока, с недавних пор делающим погоду на торгах, скорее придется по вкусу ансамбль из трех абстрактных настенных панно Жоана Миро. Три панно размером 0,5х2,5 м когда-то украшали один из загородных домов Дэвида и Пегги Рокфеллер, их общий эстимейт — $15–20 млн.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
7
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+