Национальный музей в Кракове просят провести антифашистскую выставку

№62, апрель 2018
№62
Материал из газеты

Художники, искусствоведы и кураторы призывают выступить против расцвета в Польше крайне правых идей и показать, как художники со времен эпохи Просвещения противостояли насилию и авторитаризму

Анджей Врублевский. «Ликвидация гетто». 1949. Фото: Andrzej Wroblewski foundatio
Анджей Врублевский. «Ликвидация гетто». 1949.
Фото: Andrzej Wroblewski foundatio

Более 500 польских искусствоведов, кураторов и художников обратились к директору и заместителю директора Национального музея в Кракове с просьбой выступить против расцвета в стране крайне правого национализма, организовав большую международную выставку, обличающую фашизм.

«В свете участившихся нападений на людей с другим цветом кожи и полного нивелирования прав меньшинств Национальный музей в Кракове должен возложить на себя важную миссию, — говорится в открытом письме. — Вам представилась возможность сыграть ключевую роль в просвещении польского общества».

В письме предлагается организовать выставку, показывающую, как художники со времен эпохи Просвещения противостояли насилию, войне и авторитаризму. «Гойя, Делакруа, а позже и классические модернисты, такие как Георг Гросс, Пабло Пикассо и Анджей Врублевский, многие из которых сами пережили ужасы войны, в своем творчестве обращались к проблемам ксенофобии и расовой нетерпимости», — говорится в письме. Один из его авторов, историк искусства Павел Брожинский, считает, что партнерами выставки могут стать Центр искусств королевы Софии в Мадриде с его коллекцией работ, посвященных гражданской войне в Испании, и Тейт в Лондоне, где хранятся сатирические антифашистские фотомонтажи и плакаты Джона Хартфилда.

По словам Брожинского, основанием для этой инициативы послужило широкое распространение в Польше крайне правых идей. «Это происходит во всех областях: не только в политике, но и в культуре и шоу-бизнесе, — говорит он, ссылаясь на растущую популярность так называемых брендов патриотической одежды, которые присвоили символы Армии Крайовой, оказывавшей сопротивление нацистской оккупации во время Второй мировой вой­ны. — Это не имеет ничего общего с патриотизмом, а больше похоже на национализм — в самом плохом смысле слова». 

Сейчас в Польше уверенно набирает силу ультраправый национализм. В 2015 году к власти пришла популистская партия «Право и справедливость» (PiS). Утверждается она силой, закручивая гайки в отношении прессы, свободы слова и судебной системы. Призывы вспомнить о «польской гордости» способствовали нездоровому политическому климату и вспышкам ксенофобии, достигшим пика в ноябре прошлого года, когда правые националисты провели в Варшаве митинг, собравший более 60 тыс. человек.

Правительство также пытается переписать историю Польши. Стремясь «перезагрузить» национальный менталитет, власти намерены уничтожить все остатки польской коммунистической истории и любые предположения о том, что поляки были замешаны в холокосте. В феврале президент Польши Анджей Дуда подписал поправки к закону об Институте национальной памяти, предусматривающие уголовную ответственность за публичное обвинение поляков в пособничестве нацистской Германии. Как указывает правительство, закон, подвергшийся критике со стороны США и Израиля, гарантирует признание за Польшей статуса жертвы во Второй мировой войне.

Национальный музей в Кракове, которому адресовано открытое письмо, недавно проводил выставку под названием #heritage, которая также послужила этому политическому проекту. Организованная заместителем директора музея Анджеем Щерским, одним из адресатов открытого письма и братом Кшиштофа Щерского, главы кабинета президента Польши, #heritage осветила несколько глав истории страны, рассказанной через экспонаты из коллекции музея. Значок хештега в названии выставки подчеркивал необходимость «открытой дискуссии о нашем культурном наследии» и «пересмотра исторических событий», говорится на сайте музея. Однако экспозиция подверглась резкой критике именно за узкое представление польской истории и преднамеренный пропуск ее темных глав. «Это пример традиционной формы музеологического обмана, где пропаганда замаскирована под объективность», — написала в своей статье о выставке историк искусства Эрика Лерер.

Брожинский рассматривает большую антифашистскую выставку в краковском музее, о которой говорится в письме, как возможность для музея вновь участвовать в открытых политических дискуссиях. «Мы воззвали к музею и его руководству, чтобы провести черту между консервативным национализмом и крайне правым экстремизмом, — говорит он. — Если они не видят между ними разницы, то этот музей станет просто местом для официальной пропаганды».

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+