18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

V&A как учебник по истории искусства

№62
Материал из газеты

В новой книге исследователь Джулиус Брайант сосредоточился на художниках, участвовавших в оформлении Музея Виктории и Альберта

Музей Виктории и Альберта (V&A) в Лондоне кропотливо изучает собственную историю — и самой институции, и музейного здания. Новое исследование Джулиуса Брайанта заполняет пробел в этом вопросе, сосредоточившись на художниках, которые участвовали в оформлении музея.

Собранные в книге материалы расположены в хронологическом порядке — от появления в Южном Кенсингтоне первого музея с навесами из стекла и металла до формирования в XX веке музея, названного V&A и расположившегося в каменном здании великолепного имперского стиля, каким он и предстает сегодня. То и дело прерывающийся процесс строительства, до сих пор не завершенный, напоминает нам о вечной зависимости музея от одобрения властей и успеха в поисках финансирования.

Среди художников и проектировщиков, нанятых музеем, были Джордж Фредерик Уоттс, Фредерик Лейтон, Эдвард Пойнтер, Оуэн Джонс (автор оформления Хрустального дворца к Всемирной выставке 1851 года, важного предшественника музея в Южном Кенсингтоне), Эдвард Берн-Джонс, Филип Уэбб и Уильям Моррис, Ричард Редгрейв, Уильям Белл Скотт, Альфред Стивенс. Настенные росписи Лейтона и раскрашенные керамические плитки Пойнтера, которые по понятной причине никогда не могли быть показаны на выставках этих авторов, заполняют существенный пробел в понимании того, чем занимались художники такого ранга в XIX столетии. Да и вклад Белла Скотта в строительство музея значительно расширяет его послужной список, без этого довольно скудный. А вот оценить дизайнерскую работу Джонса все еще проблематично, поскольку следов оформления им Восточного дворика до сих пор не обнаружено. Можно сказать, что участники создания «кенсингтонской Валгаллы» и фирмы, поставлявшие строительные материалы, сообща написали, каждый по-своему, своеобразный учебник по истории искусства.

Новаторское использование современных материалов подчеркивало основную идею растущих коллекций, отсылающих к шедеврам прошлого и вдохновляющих посетителей музея в настоящем. Эта идея прочитывается во многом: от цитат из старинных рукописей до символических фигур, обозначающих знание, мудрость, образование, науку и искусство. Просто чудо, что викторианское убранство V&A в целом хорошо сохранилось. Ведь в начале прошлого века негативное отношение к скульптурному орнаменту, полихромии и общей неумеренности той архитектуры привело к растянувшейся на десятилетия кампании по изменению внешнего облика и уничтожению прежнего музея. 

После недавней реставрации многое было вновь воспринято с восторгом и энтузиазмом, хотя некоторые технически сложные работы не получили заслуженного одобрения. Впрочем, скоро появятся новые поводы для выражения приятия: открытие в 2018 году последней части Дворика слепков и возвращение былого величия Южному дворику. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+