18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вспомнить незабытое. Двухтомная «Реконструкция. 1990—2000» тянет на летопись московского современного искусства

Реконструкция. 1990–2000 / Под ред. С. Обуховой. Концепция Е. Селиной. В 2-х тт. Т. 1. М., 2013.

В предисловии к двухтомнику автор идеи проекта, куратор выставки и галерист (галерея XL) Елена Селина строго предупредила, что выставка и издание не ностальгические — они являются «началом общего разговора об искусстве важнейшего десятилетия». Два тома каталога к выставкам, прошедшим в фонде «Екатерина», фрагментарно воссоздают московскую художественную жизнь последнего десятилетия ХХ века, то есть времени, когда современное искусство вышло из подполья. Фрагментарность этой «реконструкции» связана еще и с тем, что художественный процесс восстановлен буквально по частям — по деятельности частных галерей того десятилетия: «Айдан», «Риджины », «Галереи Гельмана», «Школы», самой XL и многих других. Этот выставочный проект был сделан не для публики, которой довольно трудно разобраться в незнакомом, а для правды.

Каталог Реконструкции, как предупреждала его редактор Саша Обухова, надо считать изданием самостоятельным, потому что в него вошло больше материала, чем попало на выставки. Но и не только из-за полноты — в каталоге художественные события даны в контексте, пусть и узком, но упомянутом. А на выставках его не было. Андрей Ковалев в заглавной статье Инсталлирование 90-х напоминает о политической и экономической ситуации в совсем тогда новой России: «Эфемерной была не художественная экономика, а экономика страны в целом». «Эпоха порождала парадоксальные по своей сути институции», — напоминает он важное. Именно эпоха, а не только люди. Если бы все зависело от ума и воли людей, то наверняка легче было бы ответить на вопрос, почему все получилось не так, как планировали — по западной модели.

Другой автор, отвечающий в книге за понимание, Валентин Дьяконов, ответ на этот вопрос знает: «Лично окрашенные стратегии демонстрации нового искусства вступили в противоречие с экономикой эпохи накопления первоначального капитала, хотя именно эта эпоха обусловила появление этих институций ». То есть «широко понятая общественная роль галерей» помешала зарабатывать, а потом всех подкосил экономический кризис.

Анализ, представленный в двух статьях, ценен, потому что основная идея проекта заявлена в его названии, и реконструкция произведена настолько подробно, что в частностях растворилось осмысленное содержание, основной сюжет.

Как архив двухтомник бесценен: здесь и хроника художественной жизни Москвы за десятилетие, и хроника галерейных выставок, и сведения о самих галереях, и длиннющая библиография, и обширный именной указатель, и невероятное количество давно написанных текстов, казалось бы навсегда погребенных в газетных и журнальных хранилищах, пыльных даже в электронном виде. В первом томе, кроме упомянутых статей и разговоров-воспоминаний активных участников событий, воспроизведена книжечка 1993 года Кто есть кто в современном искусстве Москвы. Предисловие к ней написано Борисом Гройсом, который и тогда выступил как всегда. То есть высказался эксцентрично, но со временем оказалось, что верно. Хотя бы потому, что высказанное им подхватывалось и повторялось другими (пусть некоторыми) до тех пор, пока не становилось само собой разумеющимся.

Ситуацию с художниками Гройс посчитал хотя и проблемной, но удовлетворительной, а с критикой — «просто хочется плакать». Сравнивая российскую художественную жизнь с западной, очень удивлялся, почему критика ставит вопросы, полвека как неуместные: «искусство ли это?» и «нужно ли нам такое искусство?», а не желает понять имманентные процессы в этом искусстве. И даже цитировал высказывание Сталина (что тогда было совершенно неприлично) об отставании сознания от бытия. Сегодня совсем не смешно, что не сознание догнало бытие, а наоборот, и эти вопросы до сих пор приходится обсуждать именно потому, что не на Западе живем.

Первый, текстовой и мыслительный, том Реконструкции проигрывает второму по очевидной причине: в нем очень мало картинок. Репродукции в деле Реконструкции — сущее спасение. Воспроизведение мнений и размышлений не создало образа времени, слишком обстоятельные комментарии, претендующие на объективность, повторюсь, не вычленили главного — ради чего вспоминаем.

Работы художников, напротив, даже в репродукциях и фрагментах точнее и красноречивее. И вместе с оперативными текстами рецензий образуют понятное и живое свидетельство о незабытом прошлом. Вот в рецензии на групповой портрет «персонажей московского арт- мира» Владимира Фридкеса (так популярного на вернисажев «Екатерине») Екатерина Деготь назидательно желает современному искусству «безучастности, аскетического равнодушия и скуки». Вот Константин Агунович считает Вдохновение Дубосарского и Виноградова «откликом на милитаристский дух общества после чеченской кампании ». Вот немыслимый сегодня проект Елены Китаевой и Леонида Парфенова Новые деньги: три рубля с Малевичем и сто с Пушкиным. Еще более немыслимые фотографии Сергея Браткова, где детки увидены глазами педофила. Памятный самолет из валенок памяти Йозефа Бойса еще веселого Алексея Беляева-Гинтовта и Кирилла Преображенского. Гениальная мозаика Константина Звездочетова Артисты — метростроевцам с замечанием Алексея Тарханова, что «самыми что ни на есть народными святыми оказываются клоуны».

Кажется, для настоящей реконструкции атмосферы 1990-х достаточно десятка, ну двух, работ того времени. Пока же, несмотря на все усилия авторов проекта, заинтересованных в нем художников, «Гаража» и «Екатерины », в массовым сознании искусство 1990-х все равно будет ассоциироваться с голым Куликом-собакой. Другие, близкие по выразительности произведения, могли бы показать, что вопиющее отчаяние не единственное чувство, царившее в те годы. Была еще невиданная энергия, почти неограниченная свобода, масса надежд и неуемное фантазирование. Возможно, в будущее и вправду не обязательно брать всех. Но авторы Реконструкции с этим не согласны.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+