18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Гибридный арт-проект Cosmodreams Марины Федоровой

Художники в киберпространстве, или Кто такие «хактивисты»

№61
Материал из газеты

Куратор Музея Уитни Кристиана Пол рассматривает цифровое искусство с момента его появления в 1980-х до настоящего времени

Экскурс, предпринятый Кристианой Пол, мог оказаться просто хорошо структурированным обзором основных вех digital art. С перечнем художников и понятной методологией, поделившей работы на те, что созданы с помощью технологий, и те, что не существуют «вне цифрового контекста». Для этого у куратора Музея Уитни, профессора Новой школы Нью-Йорка хватает и писательской практики, и кураторского опыта, в том числе составления грамотных и понятных экспликаций к проектам.

Последний навык пригодился ей в книге для описания многочисленных изображений — эти строки, выделенные красным и расположенные вертикально, интересно перечитывать сами по себе. Но у Кристианы Пол получилось и еще одно. Повествуя о первом цифровом видеоарте в исполнении Дэвида Блэра, первом опыте сетевого искусства от Грэма Харвуда, первом проекте технобиоарта и других первопроходцах, автор попутно успевает высказываться об этических вопросах. Оказывается, цифровое искусство чаще всего агрессивно, если не воинственно. Движущей силой его развития, объясняет Пол, является милитаризированная индустрия игр, а они, в свою очередь, создавались как симуляторы для армии, да и начало компьютерным технологиям было положено военно-промышленным комплексом. 

«Вызовы счастливому будущему» — вот как можно было бы озаглавить третий раздел книги, перебирающий «тематики цифрового искусства». Медиахудожники посвящают работы политическим границам и военным конфликтам, как группа «Второй фронт», участники которой взломали виртуальную выставку галереи Ars Virtua «Граница США и Мексики», чтобы установить там аватар пограничника с танками и вертолетами. Высказываются в защиту частного пространства и безопасности пользователей, как Алекс Гэллоуэй или команда «Института прикладной автономии», которые используют взломанные программы прослушивания ФБР и системы обхода камер наблюдения.

По замечанию автора книги, «терминология высокотехнологического искусства, как и его характеристики, подвижна». И команда «Театра электронных возмущений» (EDT), которая еще в 1998 году взламывала сайт Минобороны США, звания художников достойна. Называют же художниками людей вроде Стеларка, вырастившего ухо у себя на руке, или Стива Мэнна, носящего глазной имплант-камеру, или Эдуарда Каца с чипом в ноге! Четвертая промышленная революция, в которой человеческий интеллект будет направлен против искусственного, приближается. Чтобы получше обрисовать размах процесса, издание снабжено перечнем избранных выставок, книг, фестивалей, а главное — имен художников, которых Кристиана Пол нарекла «хактивистами». 

Самое читаемое:
1
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
2
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
3
Лучшие выставки 2026 года: от Чингисидов до сатурналий
Представляем самые интересные проекты 2026 года в российских музеях из тех, о которых уже известно
26.12.2025
Лучшие выставки 2026 года: от Чингисидов до сатурналий
4
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
5
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+