18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Четыре самые интересные выставки этой недели

Русский авангард в интерпретации Питера Гринуэя в Манеже, Рерих в Русском музее, индийские ювелирные украшения в Музеях Кремля и подготовка к полету в ММСИ-ММОМА — все самое интересное на выставках этой недели.

Новый проект Питера Гринуэя в соавторстве с его женой голландским режиссером Саскией Боддеке «Золотой век русского авангарда» не только открывает Год культуры Великобритании в России, но и будет первым в серии проектов Музея экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб», посвященных истории русского авангарда. Видеоинсталляции стали логическим продолжением работы Гринуэя в кино, где он эстетизировал буквально каждый кадр и пришел к тому, что ему стало тесно в рамках одного вида искусства. Мультимедийная инсталляция в Манеже, сочетающая в себе кино, живопись, анимацию и 3D-технологии, представляет цифровые репродукции более 400 произведений художников русского авангарда. Им тоже отведена важная роль в этом проекте. Сцены диалогов между Малевичем, Кандинским, Эйзенштейном, Маяковским, Родченко, Брик, Мейерхольдом и другими представителями авангарда разыгрываются молодыми российскими актерами (преимущественно из театра «Практика») в декорациях и костюмах 1910–1920-х годов.

Выставка Николая Рериха в Русском музее (около 300 экспонатов) из его собственных фондов, Третьяковки, Музея-заповедника «Петергоф» и Научно-исследовательского музея РАХ предъявляет главные ипостаси художника. Бенуа говорил о том, что «Рериху дорога юрта кочевника, а меня тянет к стройным кипарисам». И дальше — о своем желании привить всем людям язык богов, тогда как Рерих предпочитает язык дикарей, «без путаницы, внесенной так называемой цивилизацией». В Петербурге этот дискурс до сих пор актуален, вспомним хотя бы споры неоакадемистов и последователей «новых диких». Центром выставки стал первый полный показ сюиты «Богатырский фриз» — декоративных панно, созданных Рерихом в 1910 году для дома Торгово-промышленного товарищества «Бажанов и Чувалдина» в Петербурге.

В Музеях Кремля открылась выставка драгоценностей из Индии. Столь масштабная демонстрация произведений индийских и европейских ювелиров XVI–ХХ веков проходит в нашей стране впервые. Более 300 образцов ювелирного искусства прибыли из ведущих мировых музейных и частных собраний: лондонских Британского музея и Музея Виктории и Альберта, Национальной портретной галереи, Музея исламского искусства в Дохе, женевских Музея Барбье-Мюллер и Собрания Фарбер. Проект состоит из трех разделов. Первый посвящается империи Великих Моголов, ее рафинированному стилю как источнику вдохновения для последующих поколений. Чего стоит один только усеянный алмазами ажурный браслет на плечо! Или каплевидная подвеска из шпинели из группы редких камней с монограммой императора Джахангира! Второй раздел раскрывает тему индийской ювелирной традиции украшений из пяти главных камней: алмаза, изумруда, сапфира, рубина и жемчуга. Знаменитый «Рубин Tимура», великолепная шпинель, названная в честь прародителя двух великих династий, впервые ради Москвы на время покинул собрание «Аль-Сабах» в Кувейте, равно как и еще один экспонат из Дохи — крупнейший в мире ограненный цейлонский синий сапфир в 478,68 карата. В третьем разделе — эпоха рубежа XIX—ХХ веков, обросшая легендами об экзотических прихотях махараджей.

В выставке «К полету готов?» в Московском музее современного искусства принимают участие более 30 художников, обращавшихся к теме космоса в своих инсталляциях, живописи, графике, скульптуре или видео. Среди них и мэтры отечественной арт-сцены (Александр Пономарев, Сергей Шутов, Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, Юрий Аввакумов, Леонид Тишков, Константин Батынков, Сергей Базилев, Владислав Ефимов, Вячеслав Колейчук, Олег Кулик, Георгий Острецов и другие), и представители нового поколения, такие как, например, Таисия Короткова или Владимир Марин. Тема космоса, популярная в СССР, и сегодня привлекает художников — меняется лишь отношение к ней. Для старшего поколения оно ироническое и антипафосное — как реакция на штампы из советского детства. Такова, например, работа «Космозонд» Сергея Чернова, стилизованная под банку тушенки, или проект «Белка» Зои Сокол, где остроумно очеловечена биография летавшей в космос собаки. В работах художников следующего поколения, похоже, уже нет места иронии — все опять серьезно, как в живописной серии «Tехнология» Таисии Коротковой, представляющей, по словам художницы, «будни рядовых сотрудников NASA». Но, несмотря на будничность, то, чем они занимаются, — это «область востребованности творческого потенциала человека и его разума». Видимо, поэтому и выполнена серия не из случайных материалов, а в трудоемкой иконописной технике.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+