18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Британские зодчие в роли передвижников

№61
Материал из газеты

Романтические представления о профессии и приверженность принципу «сделай сам» подтолкнули Детмара Блоу и некоторых его коллег к поприщу «странствующих архитекторов»

Джон Рескин говорил великому церковному архитектору Джону Дэндо Седдингу, что «так называемые современные архитекторы — почти предприниматели, которые нанимают рабочих на выполнение заказа, а если вы действительно архитектор, то должны всегда иметь при себе карандаш и резец». Седдинг прислушался к этому совету сам и поделился им с другими. Самыми прилежными «учениками» Рескина оказалась группа «странствующих архитекторов», чьи профессиональные биографии стали предметом изучения в книге, впервые опубликованной в 2000 году, а теперь переизданной с исправлениями и дополненной новыми иллюстрациями.

Ее главный герой — Детмар Блоу (1867–1939). Еще студентом, получив стипендию для поездки за границу, он был представлен Рескину и сопровождал его в путешествии по Италии. К тому времени Блоу уже был связан с Обществом защиты древних зданий и находился под влиянием Уильяма Морриса и Филипа Уэбба. Занимаясь одним из первых своих заказов — ремонтом церковной башни в Ист-Нойле в графстве Уилтшир, он жил рядом с храмом и сам работал там каменщиком и столяром. К архитекторам, которые так или иначе придерживались тех же принципов, принадлежат Альфред Пауэлл, Эрнест Джимсон, Эрнест и Сидни Барнсли, Рэндалл Уэллс, Герберт Норт и Уильям Уэйр. Из них лишь деятельность Джимсона, Норта и братьев Барнсли привлекала прежде внимание исследователей.

Работать в том же духе на протяжении всей своей карьеры Блоу вряд ли мог, и в 1906 году он организовал партнерство с французом Фернаном Бильре. Автор книги Майкл Друри опровергает мнение о том, что это было сделано ради социальных выгод, подчеркивая, что Бильре был почитателем Рескина.

Печальным финалом карьеры Блоу стала должность секретаря и управляющего второго герцога Вестминстерского, занятая им в 1916 году. Туманные условия контракта привели к тому, что в 1933-м он был уволен, а позднее Джордж Ридли в мемуарах о своем патроне несправедливо обвинил Блоу в «систематическом расхищении денег».

В книге много выдержек из писем Филипа Уэбба — очень жаль, что их новая публикация, осуществленная Джоном Эплином, появилась лишь недавно, и Друри не мог учесть ее в работе. Тем не менее книга легко читается, и ее новое издание очень кстати. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+