18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Британские зодчие в роли передвижников

№61
Материал из газеты

Романтические представления о профессии и приверженность принципу «сделай сам» подтолкнули Детмара Блоу и некоторых его коллег к поприщу «странствующих архитекторов»

Джон Рескин говорил великому церковному архитектору Джону Дэндо Седдингу, что «так называемые современные архитекторы — почти предприниматели, которые нанимают рабочих на выполнение заказа, а если вы действительно архитектор, то должны всегда иметь при себе карандаш и резец». Седдинг прислушался к этому совету сам и поделился им с другими. Самыми прилежными «учениками» Рескина оказалась группа «странствующих архитекторов», чьи профессиональные биографии стали предметом изучения в книге, впервые опубликованной в 2000 году, а теперь переизданной с исправлениями и дополненной новыми иллюстрациями.

Ее главный герой — Детмар Блоу (1867–1939). Еще студентом, получив стипендию для поездки за границу, он был представлен Рескину и сопровождал его в путешествии по Италии. К тому времени Блоу уже был связан с Обществом защиты древних зданий и находился под влиянием Уильяма Морриса и Филипа Уэбба. Занимаясь одним из первых своих заказов — ремонтом церковной башни в Ист-Нойле в графстве Уилтшир, он жил рядом с храмом и сам работал там каменщиком и столяром. К архитекторам, которые так или иначе придерживались тех же принципов, принадлежат Альфред Пауэлл, Эрнест Джимсон, Эрнест и Сидни Барнсли, Рэндалл Уэллс, Герберт Норт и Уильям Уэйр. Из них лишь деятельность Джимсона, Норта и братьев Барнсли привлекала прежде внимание исследователей.

Работать в том же духе на протяжении всей своей карьеры Блоу вряд ли мог, и в 1906 году он организовал партнерство с французом Фернаном Бильре. Автор книги Майкл Друри опровергает мнение о том, что это было сделано ради социальных выгод, подчеркивая, что Бильре был почитателем Рескина.

Печальным финалом карьеры Блоу стала должность секретаря и управляющего второго герцога Вестминстерского, занятая им в 1916 году. Туманные условия контракта привели к тому, что в 1933-м он был уволен, а позднее Джордж Ридли в мемуарах о своем патроне несправедливо обвинил Блоу в «систематическом расхищении денег».

В книге много выдержек из писем Филипа Уэбба — очень жаль, что их новая публикация, осуществленная Джоном Эплином, появилась лишь недавно, и Друри не мог учесть ее в работе. Тем не менее книга легко читается, и ее новое издание очень кстати. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+