18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

В Лондоне показывают коллекции Карла I и Карла II

№60
Материал из газеты

Захватывающая история двух королевских собраний в двух выставках: разные подходы к коллекционированию у отца и сына, разные возможности и сотни шедевров, которые теперь украшают лучшие музеи мира

Карл II (1630–1685) стал королем Англии и Шотландии спустя 14 лет после казни отца, Карла I (1600–1649), вернувшись в Лондон из изгнания и взойдя на трон в возрасте 30 лет. Его отец был страстным почитателем искусства и собрал огромную коллекцию (1570 картин и 400 античных скульптур), покупая полотна Тициана, Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и заказывая произведения своим великим современникам Питеру Паулю Рубенсу и Антонису ван Дейку.

После его казни часть коллекции была разграблена, часть продана за границу. Ее драматичной истории и посвящена выставка в Королевской академии «Карл I. Король и коллекционер», где впервые собраны вместе более сотни шедевров из когда-то блестящей монаршей коллекции — от античных скульптур и средневековых миниатюр до живописи барокко и шпалер, которые теперь украшают лучшие музеи мира. В свою очередь выставка «Карл II. Искусство и власть» в Букингемском дворце включает около 220 работ из коллекции, собранной Карлом II, взошедшим на престол после реставрации. В отличие от отца, он не мог похвастать ни политическим весом, ни финансовыми возможностями. К тому же Карл II искусством и не особенно интересовался. Тем не менее, еще будучи в изгнании во Франции, он вручил торговцу искусством Уильяму Фризеллу целый список картин, которые хотел бы заполучить, в том числе «Избиение младенцев» (1565–1567) Питера Брейгеля Старшего и «Святой Иероним» (1621–1623) Жоржа де Латура.

Однако монарх пополнял свое собрание в основном благодаря дарам. Так, в 1660 году нидерландские провинции в честь реставрации династии Стюартов в лице Карла II преподнесли ему так называемый голландский дар — 28 полотен, в основном шедевров итальянского Возрождения, и 12 классических скульптур. Среди картин — «Мистический брак Екатерины Александрийской» (1562–1569) Паоло Веронезе, «Портрет Маргариты Палеолог» (1531) Джулио Романо, «Портрет Андреа Одони» (1527) Лоренцо Лотто, «Мадонна с Младенцем на фоне пейзажа с Товием и ангелом» (1530–1540) Тициана. А Томас Говард, 4-й граф Норфолк, которому Карл вернул земли и титул, преподнес в знак благодарности коллекцию своего деда — рисунки Леонардо, Ганса Гольбейна Старшего, Рафаэля, Пармиджанино и Дюрера. Из разоренной же коллекции отца Карлу II удалось вернуть немного, в частности «Сивиллу» (1635–1638) Орацио Джентилески, которая тоже включена в  выставку. 

Королевская академия художеств
Карл I. Король и коллекционер
До 15 апреля

Галерея королевы, Букингемский дворец
Карл II. Искусство и власть
До 13 мая

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+