18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Лондоне показывают коллекции Карла I и Карла II

№60
Материал из газеты

Захватывающая история двух королевских собраний в двух выставках: разные подходы к коллекционированию у отца и сына, разные возможности и сотни шедевров, которые теперь украшают лучшие музеи мира

Карл II (1630–1685) стал королем Англии и Шотландии спустя 14 лет после казни отца, Карла I (1600–1649), вернувшись в Лондон из изгнания и взойдя на трон в возрасте 30 лет. Его отец был страстным почитателем искусства и собрал огромную коллекцию (1570 картин и 400 античных скульптур), покупая полотна Тициана, Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и заказывая произведения своим великим современникам Питеру Паулю Рубенсу и Антонису ван Дейку.

После его казни часть коллекции была разграблена, часть продана за границу. Ее драматичной истории и посвящена выставка в Королевской академии «Карл I. Король и коллекционер», где впервые собраны вместе более сотни шедевров из когда-то блестящей монаршей коллекции — от античных скульптур и средневековых миниатюр до живописи барокко и шпалер, которые теперь украшают лучшие музеи мира. В свою очередь выставка «Карл II. Искусство и власть» в Букингемском дворце включает около 220 работ из коллекции, собранной Карлом II, взошедшим на престол после реставрации. В отличие от отца, он не мог похвастать ни политическим весом, ни финансовыми возможностями. К тому же Карл II искусством и не особенно интересовался. Тем не менее, еще будучи в изгнании во Франции, он вручил торговцу искусством Уильяму Фризеллу целый список картин, которые хотел бы заполучить, в том числе «Избиение младенцев» (1565–1567) Питера Брейгеля Старшего и «Святой Иероним» (1621–1623) Жоржа де Латура.

Однако монарх пополнял свое собрание в основном благодаря дарам. Так, в 1660 году нидерландские провинции в честь реставрации династии Стюартов в лице Карла II преподнесли ему так называемый голландский дар — 28 полотен, в основном шедевров итальянского Возрождения, и 12 классических скульптур. Среди картин — «Мистический брак Екатерины Александрийской» (1562–1569) Паоло Веронезе, «Портрет Маргариты Палеолог» (1531) Джулио Романо, «Портрет Андреа Одони» (1527) Лоренцо Лотто, «Мадонна с Младенцем на фоне пейзажа с Товием и ангелом» (1530–1540) Тициана. А Томас Говард, 4-й граф Норфолк, которому Карл вернул земли и титул, преподнес в знак благодарности коллекцию своего деда — рисунки Леонардо, Ганса Гольбейна Старшего, Рафаэля, Пармиджанино и Дюрера. Из разоренной же коллекции отца Карлу II удалось вернуть немного, в частности «Сивиллу» (1635–1638) Орацио Джентилески, которая тоже включена в  выставку. 

Королевская академия художеств
Карл I. Король и коллекционер
До 15 апреля

Галерея королевы, Букингемский дворец
Карл II. Искусство и власть
До 13 мая

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+