18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ольга Кабанова: Казус Полисского и синдром тотальной бдительности

Арт-критик и редактор The Art Newspaper Russia o ситуации с «Пламенеющей готикой», сгоревшей на Масленицу в Никола-Ленивце

Легко представить, что наше время назовут когда-нибудь периодом «всеобщей оскорбленности», охваченным «эпидемией подозрительности», а характерным признаком его объявят «синдром тотальной бдительности». И в описании его, возможно, «казус Полисского» займет почетное место. 

Внезапно разгоревшийся и быстро потушенный, будем надеяться, масленичный скандал в Никола-Ленивце знаменательно объединил консерваторов и западников, верующих и атеистов. Одни возмутились, что сжигали храм (кощунство), другие — что католический (поддержка государственного антизападничества). И те и другие оказались повышено бдительны. И те и другие увидели в форме — готического собора — содержание, в масленичной игре — ритуал. Неосвященное, без креста и внутреннего пространства для молитвы сооружение приняли за храм. Потому что форма в массовом сознании привычно принимается за суть. Это как праздник Крещения Господня оказывается в интерпретации центральных телеканалов обязательным ночным купанием в проруби, а если погода плюсовая и прорубь прорубить невозможно, то и праздника нет. Работающим на телевидении трудно не заразиться таким видением.

Игра с архитектурной формой, ее профанирование, воспроизведение народными умельцами из подручного, земного материала типичных или знаковых архитектурных форм и зданий — многие годы тема Полисского. Решая чисто формальную задачу, исследуя узнаваемость формы, он превратил Никола-Ленивец в уникальный — нигде в мире такого нет — ландшафтный парк. Место утверждения всемирной русской архитектурной отзывчивости. И парк этот стал явлением культуры, потому что культуре, а не религии принадлежит форма. 

Масленица — русский карнавал, давно уже потерявший свое средневековое содержание. Масленица в Никола-Ленивце совсем не тот праздник, о котором писал Михаил Бахтин в книге о народной смеховой культуре, в нем давно нет никакого язычества и кощунства. Он тоже только воспроизведение формы центрального масленичного ритуала — сжигания чучела. В данном случае архитектурного. Правда, красивого. Что делать, у Полисского ирония эстетична. 

В одном из фейсбучных обсуждений художник Юрий Альберт в ответ на реплику кого-то из оскорбленных написал, что кощунство видеть в вениках храм. И тут впору бы оскорбиться на оскорбленных и призвать их к ответу за разжигание недобрых чувств. Полисский поступил иначе — попросил прощения. И только это его раскаяние в Прощеное воскресенье переводит случившееся в сферу религиозную, христианскую.

И еще принято говорить, что для понимания современного искусства нужно его знать. Иногда — да, но для понимания объектов в Никола-Ленивце никаких изучений не нужно, они всем понятны. Надо только понизить градус бдительности, что просто необходимо для сохранения душевного здоровья, личного и общественного.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
7
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+