18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Николай Полисский о «Пламенеющей готике»: «Это созданный на пустом месте конфликт»

Художник и основатель фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние» Николай Полисский рассказал TANR о скандале вокруг его произведения «Пламенеющая готика»

Прошедшие выходные ознаменовались скандалом вокруг художественного произведения: в сжигании на Масленицу «Пламенеющей готики», 30-метровой скульптуры из веток в арт-парке Никола-Ленивец, усмотрели кощунственное действие. На перформанс обратил внимание телеведущий Максим Галкин, написав в своем профиле в Instagram (сейчас запись удалена), что не понимает, «зачем в народно-православный праздник сжигать не традиционное безобидное чучело, а огромный тридцатиметровый костел? Выглядит жутко. На праздник отнюдь не похоже». Затем с осуждением выступила Русская православная церковь: заместитель председателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе в комментарии РИА Новости заявил: «Символы христианства, к западной или восточной ветви они относятся, должны пользоваться уважением и неприкосновенностью. Предполагаем, что ничего, кроме непонимания, у верующих людей подобного рода перформансы вызвать не могут». Сам Николай Полисский принес извинения на своей странице в Facebook, пояснив: «В моих помыслах никогда не было идеи создать и собственноручно сжечь христианский или другой храм». В ответ на это Кипшидзе отметил, что важно иметь диалог с культурным сообществом, а само обращение назвал «весьма конструктивным». Мы поговорили с Николаем Полисским и узнали, должен ли автор заботиться о реакции на свои произведения. 


Вы могли представить, что на сожжение «Пламенеющей готики» последует такая реакция?

Сотни людей видели, как мы строили эту конструкцию, и ни один даже не заподозрил ничего, а люди, увидевшие это в плохом видео, сразу же возбудились. Появились заголовки в прессе, развился скандал, СМИ хотят скандала и провоцируют меня, но я хочу подчеркнуть еще раз, что ничего святого никто сжигать не собирался.

Должен ли художник, создавая произведение, просчитывать, кого он может оскорбить?

Конечно, думать должен. Я не сторонник сжигать то, что напоминает здание, никогда не буду сжигать, например, сруб, потому что это трагедия для жителей деревни, и я это понимаю. Ощущения, что горит дом, в моей работе не было, это произведение должно было создать красивый образ наподобие Китеж-града, это мистический символ, огонь, который дорисовывает картину, для художника это очень интересно. Наверное, я что-то недодумал, раз такое произошло, но все в наших силах, и люди напрасно переживают — я никого не собирался оскорблять. И все равно, конечно, художник должен думать, особенно у нас: наступили такие времена, когда ты должен просчитывать все возможные подтексты. «Пламенеющая готика» в том виде, как мы задумывали, — это игра со стилем, наш вариант огненной феерии, огненной скульптуры. Это ведь именно скульптура — туда нельзя было войти, это не могло быть архитектурой. Не было там и никаких религиозных символов. Люди называли это средневековым замком, мы просто пытались создать нашу интерпретацию архитектуры. 

На ваш взгляд, исчерпан ли этот конфликт, возникший после сожжения скульптуры? 

Я бы хотел поправить: произведение возникло именно в огне. Ничего полезного и тем более святого мы сжигать не собирались, это был только мусор (экологически чистый). И в термине «пламенеющая готика» «пламя» уже содержится, это наш вариант архитектурного стиля. Надеюсь, что господин Галкин, с которого все началось, просто ляпнул не подумав и что Алла Борисовна его успокоила. Я вначале на него ругался, а теперь мне его немного жалко, даже присвоил ему звание «почетный инквизитор». Это действие стоило все-таки продумать и просчитать: из-за него может разгореться виртуальный костер, а меня потащат на инквизиционный суд, — такие вещи нельзя говорить перед миллионами своих подписчиков. Это созданный на пустом месте конфликт в нашем травмированном обществе. Не я начал этот разговор, а господин Галкин, и мне кажется, он должен все-таки найти в себе силы и погасить эту ситуацию. Люди, падкие на скандалы, готовы разжигать все, что им где-то померещится. Тогда хочется сказать, что креститься надо, когда кажется. Ни о чем святом никто не помышлял, я все-таки созидатель, а не разрушитель, это все знают. Может быть, господину Галкину стоит приехать самому и посмотреть, чем мы здесь занимаемся, и тогда он сможет успокоиться.

Разрешилась ли ситуация с претензиями Русской православной церкви?

Да, они приняли наши объяснения, и пока, слава богу, ничего не произошло, потому что, насколько я понимаю, настоящих аргументов нет, а та публика, которой аргументы не нужны, пока находится в спокойном состоянии. Понимаете, я взрослый художник, и мне эта попсовая слава совершенно не нужна, моя публика обточена: это ядерный электорат, который едет к нам в Никола-Ленивец через тернии дорог, чтобы посмотреть, что мы делаем. Лишнюю аудиторию я не жду, потому что ей просто нет места, хотя я уважаю всех и всех готов выслушать. Вчера, в Прощеное воскресенье, я извинился перед людьми, которые могли что-то не понять, потому что я ни сном ни духом не мог помыслить, что это может кого-то обидеть. Людям, которые необдуманно раздувают средневековые чувства в публике, нужно задуматься и не делать этого, потому что настоящая беда будет от этого, а не от художника. Популярным персонажам стоит как минимум больше знать, хотя бы разобраться, кто мы такие, прежде чем обвинять. Мне кажется, это самое главное: не надо просто так болтать. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+