18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Советское ар-деко покажут в галерее «Эритаж»

№60
Материал из газеты

Предметы мебели и декоративно-прикладного искусства, созданные в СССР в конце 1920-х — 1930-е годы, соседствуют на выставке с эталонными образцами стиля ар-деко из Нью-Йорка и Парижа

Последние пять лет владелица галереи, коллекционер и искусствовед Кристина Краснянская последовательно популяризирует оте­чественный авторский дизайн в России и за рубежом. Так, в 2015 году в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева состоялась подготовленная галереей выставка «Советский дизайн. От конструктивизма к модернизму. 1920–1960-е». Параллельно в самом «Эритаже» проходили выставки, посвященные роли дизайна в культуре авангарда и советскому модернизму. Продолжением темы стала выставка советского ар-деко. По замыслу ее кураторов, Краснянской и старшего научного сотрудника Музея Москвы Александры Селивановой, в экспозиции предметы мебели и декоративно-прикладного искусства, созданные в СССР в конце 1920-х — 1930-е годы, соседствуют с эталонными образцами стиля ар-деко из Нью-Йорка и Парижа. Такая интеграция отечественного дизайна в международный контекст — излюбленный ход галереи.

Довоенную советскую архитектуру обычно называют постконструктивизмом, а при упоминании феномена советского ар-деко чаще всего вспоминают лишь оформление нескольких станций московского метро («Кропоткинская», «Маяковская», «Аэропорт») и послевоенные сталинские высотки. 

Однако, как говорит Селиванова, «в период с 1933 по 1936 год вся страна, от Архангельска до Хабаровска, была застроена жилыми домами, кинотеатрами, школами, домами культуры, больницами, клубами в странном, довольно экстравагантном стиле, совсем не похожем на сталинский ампир, а, скорее, напоминавшем западные примеры ар-деко». 

Иногда специально для этих зданий создавались предметы интерьера, почти не сохранившиеся, поэтому образцы этого стиля, представлявшие собой компромисс между строгим геометризмом конструктивизма и элементами классики в новом прочтении, практически не найти даже в музейных собраниях.

Кроме того, для партийной номенклатуры предназначались единичные заказные изделия декоративно-прикладного искусства. В коллекции галереи «Эритаж» такие образцы мебели есть. Дубовая ширма 1934 года, выполненная по проекту архитектора Александра Дмитриева для Детской военно-трудовой коммуны Лен­облоно; мебель конца ­1930-х, сделанная ленинградской артелью «Ленинец» по проекту скульптора Игоря Крестовского для дома-коммуны им. Калинина в Смоленске; предметы обстановки Музея В.И.Ленина в Ленинграде в Мраморном дворце, разработанные после ареста в конце 1930-х архитектором Николаем Лансере в так называемой шарашке, Особом конструкторско-техническом бюро, где репрессированные архитекторы работали под надзором. 

На выставке также представлены архитектурная графика Алексея Щусева (проекты Дворца Советов), керамика Александра Дейнеки, изделия фарфорового факультета Вхутемаса конца 1920‑х, произведения Александра Родченко, Василия Шухаева и «парижан» Георгия Артемова, Александра Архипенко, Сони Делоне, Поля Мака, Романа Тыртова (Эрте), Осипа Цадкина, Павла Челищева и других. 

Галерея «Эритаж»
Советское ар-деко
21 февраля – 15 апреля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+