18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Советское ар-деко покажут в галерее «Эритаж»

№60
Материал из газеты

Предметы мебели и декоративно-прикладного искусства, созданные в СССР в конце 1920-х — 1930-е годы, соседствуют на выставке с эталонными образцами стиля ар-деко из Нью-Йорка и Парижа

Последние пять лет владелица галереи, коллекционер и искусствовед Кристина Краснянская последовательно популяризирует оте­чественный авторский дизайн в России и за рубежом. Так, в 2015 году в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева состоялась подготовленная галереей выставка «Советский дизайн. От конструктивизма к модернизму. 1920–1960-е». Параллельно в самом «Эритаже» проходили выставки, посвященные роли дизайна в культуре авангарда и советскому модернизму. Продолжением темы стала выставка советского ар-деко. По замыслу ее кураторов, Краснянской и старшего научного сотрудника Музея Москвы Александры Селивановой, в экспозиции предметы мебели и декоративно-прикладного искусства, созданные в СССР в конце 1920-х — 1930-е годы, соседствуют с эталонными образцами стиля ар-деко из Нью-Йорка и Парижа. Такая интеграция отечественного дизайна в международный контекст — излюбленный ход галереи.

Довоенную советскую архитектуру обычно называют постконструктивизмом, а при упоминании феномена советского ар-деко чаще всего вспоминают лишь оформление нескольких станций московского метро («Кропоткинская», «Маяковская», «Аэропорт») и послевоенные сталинские высотки. 

Однако, как говорит Селиванова, «в период с 1933 по 1936 год вся страна, от Архангельска до Хабаровска, была застроена жилыми домами, кинотеатрами, школами, домами культуры, больницами, клубами в странном, довольно экстравагантном стиле, совсем не похожем на сталинский ампир, а, скорее, напоминавшем западные примеры ар-деко». 

Иногда специально для этих зданий создавались предметы интерьера, почти не сохранившиеся, поэтому образцы этого стиля, представлявшие собой компромисс между строгим геометризмом конструктивизма и элементами классики в новом прочтении, практически не найти даже в музейных собраниях.

Кроме того, для партийной номенклатуры предназначались единичные заказные изделия декоративно-прикладного искусства. В коллекции галереи «Эритаж» такие образцы мебели есть. Дубовая ширма 1934 года, выполненная по проекту архитектора Александра Дмитриева для Детской военно-трудовой коммуны Лен­облоно; мебель конца ­1930-х, сделанная ленинградской артелью «Ленинец» по проекту скульптора Игоря Крестовского для дома-коммуны им. Калинина в Смоленске; предметы обстановки Музея В.И.Ленина в Ленинграде в Мраморном дворце, разработанные после ареста в конце 1930-х архитектором Николаем Лансере в так называемой шарашке, Особом конструкторско-техническом бюро, где репрессированные архитекторы работали под надзором. 

На выставке также представлены архитектурная графика Алексея Щусева (проекты Дворца Советов), керамика Александра Дейнеки, изделия фарфорового факультета Вхутемаса конца 1920‑х, произведения Александра Родченко, Василия Шухаева и «парижан» Георгия Артемова, Александра Архипенко, Сони Делоне, Поля Мака, Романа Тыртова (Эрте), Осипа Цадкина, Павла Челищева и других. 

Галерея «Эритаж»
Советское ар-деко
21 февраля – 15 апреля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+