18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Богатое культурное наследие Строгановых собрано в одной книге

№60
Материал из газеты

Славное имя купцов и промышленников Строгановых прочно переплетено с историей Российской империи

Славное имя купцов и промышленников Строгановых прочно переплетено с историей Российской империи. О них всегда говорили как об одной из главных движущих сил экономического развития страны, влияющих на ее геополитику. Достаточно вспомнить Ермака: в сибирский поход казачий атаман отправился на средства Строгановых, заинтересованных в продвижении своей вотчины на восток.

О важной стороне деятельности этой фамилии подробно рассказывается в новом издании «Вклад: Художественное наследие Строгановых XVI–XVII веков в музеях Сольвычегодска и Пермского края», вышедшем в программе «Первая публикация» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Это обзор целой династической цивилизации, призванный напомнить о величине и разнообразии вклада Строгановых в развитие русского искусства. Такого еще не было — выходили труды, посвященные лишь отдельным сторонам строгановского наследия.

Строгановы варили соль, плавили железо, гнались за дворянским титулом — и при этом создавали «будущее галерей и музеев», хотя категории музейной культуры в их настоящем отсутствовали. Выращивали жемчуг, открывали иконописные и швейные мастерские, строили храмы, многие из которых стоят до сих пор, послужив источником открытий для нескольких поколений искусствоведов.

Представители династии в разные годы приходили на новые места и сразу же заполняли их. Не только промышленным производством, но и тем, что было для них дорого, ценно и при этом направлено в будущее. «Прогрессоры», создатели культуры, Строгановы никогда не разменивались на посредственное, имеющее лишь бытовое, сиюминутное предназначение. Только лучшее, только передовое, опережающее время — и могущее служить следующим поколениям. Служить не в прикладном смысле, а в смысле духовной славы, в «жизнь будущего века».

Усилиями одной династии, нескольких ветвей одной семьи была создана устойчивая цивилизация, которая не исчезла даже тогда, когда после революции 1917 года исчезало чуть ли не все. Шедевры неуничтожимы. Строгановская школа иконописи известна не хуже, чем московская и новгородская. Лицевое шитье, ювелирное производство и многое другое из фамильного наследия было и остается такого высокого уровня, что не могло просто взять и сгинуть в одночасье, не могло вдруг забыться. 

Строгановы позаботились, чтобы этого не произошло. Любой артефакт, дошедший до нас в музейных собраниях Сольвычегодска и Пермского края, атрибутирован благодаря подробным вкладным надписям создателей и заказчиков, составленным настолько профессионально, что представителей древнего рода хочется назвать гениальными арт-кураторами. Каждая вещь здесь — это не только символический объект, но и носитель информации о конкретных людях, событиях, местах.

Вклады — таково название всего, что Строгановы оставили потомкам. Это синоним донаций, вложений, инвестиций. Оставленное ими можно увидеть, и многое из этого отражено в издании. С такой позиции книга — удобный рабочий инструмент для любого исследователя старины. 

Конструктивисты первой трети XX века переосмысливали древнерусское искусство, черпая вдохновение в иконописи, когда формулировали свои принципы отражения мира. Если бы династия Строгановых не прервалась в 1923 году со смертью последнего представителя рода, то они нашли бы общий язык. Объединили бы их устремленность в будущее, желание запечатлеть то, что не истачивается временем. 

Художественное решение книги парадоксальным образом напоминает архитектурное строение в стиле конструктивизма, поднимающее героев над временем, в котором они жили, и пространством, которое осваивали. Оно точно передает контекст того метафизического мира, куда «именитые люди» стремились попасть — и попали. Название этому миру — вечность.  

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+