18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставки месяца в галереях Москвы

№60, февраль 2018
№60
Материал из газеты

Проект «Пальто» в Галерее одного зрителя, Йоффе и Чтак в Triangle, Лабас в «Розе Азора», Надежда Лермонтова в «Наших художниках» и другие интересные события февраля

Работа Сергея Воронцова (2014). Проект «Подкладка» можно увидеть в Галерее одного зрителя до 1 апреля. Фото: Галерея «Пальто»
Работа Сергея Воронцова (2014). Проект «Подкладка» можно увидеть в Галерее одного зрителя до 1 апреля.
Фото: Галерея «Пальто»

Галерея «Пальто» в Галерее одного зрителя

Не думала, что когда-нибудь буду освещать в этой рубрике экспозицию, раскинувшуюся на пространстве аж в 2 кв. м, но умолчать о проекте «Подкладка» (31 января — 1 апреля) не могу. В нем объединили свои силы две самые диковинные галереи Москвы. Спешите видеть: Галерея одного зрителя, расположенная в туалете квартиры художника Аркадия Насонова, выставляет работы из коллекции галереи «Пальто». Той самой, которая, как известно, постоянной локации не имеет и странствует по городу на плечах своего хозяина — художника Александра Петрелли, широко известного в узких кругах коллег и почитателей под кличкой Карман. Эта колоритная фигура знакома каждому посетителю московских вернисажей: распахивая пальто или плащ, подобно спекулянту из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» или эксгибиционисту, бродячий галерист демонстрирует приколотые к подкладке малоформатные работы какого-нибудь из российских художников, созданные специально для этого случая. Придуманный больше 20 лет назад самим Петрелли и группой «Перцы» проект «Пальто» являет собой, пожалуй, самый долгоиграющий в истории российского искусства перформанс. О том, куда исчезают работы после вернисажа, никто не задумывается. А зря! Запасник галереи, он же мастерская Петрелли — дивный сон коллекционера, ставший явью. Где еще найдешь сразу сотни работ самых известных российских художников по неправдоподобно гуманным ценам — от 5 тыс. до 35 тыс.? Подчеркиваю, рублей, а не того, о чем вы подумали! Аркадий Насонов выбрал в этой бездонной кладовой 30 произведений для выставки в своей Галерее одного зрителя. Надо сказать, она — проект в своем роде культовый и вызвавший немало подражаний. По мысли создателя, галерея представляет собой «жест деконтекстуализации, обратный М. Дюшану, — если Дюшан поместил профанный объект в сакральное пространство, то ГОЗ помещает сакральные объекты в профанное пространство домашнего туалета, тем самым его сакрализируя». Цель проекта — вывести на первый план не художника или куратора, а зрителя и дать ему возможность воспринимать искусство в максимально комфортных, освобождающих от любых комплексов условиях. На выставке представлены работы Дмитрия Булныгина, Александра Виноградова, Владимира Дубосарского, Константина Латышева, Игоря Макаревича, Александра Савко, Ростана Тавасиева, Сергея Шутова, группы «ЕлиКука» и других, не менее достойных авторов. Вход бесплатный, по предварительной договоренности с хозяином. Найдите его в Facebook — не пожалеете!

Совместная выставка Валерия Чтака и Алисы Йоффе «Йоффе vs Чтак: наоборот» в галерее Triangle пройдет до 28 февраля. Фото: Triangle
Совместная выставка Валерия Чтака и Алисы Йоффе «Йоффе vs Чтак: наоборот» в галерее Triangle пройдет до 28 февраля.
Фото: Triangle

Йоффе и Чтак в Gallery Triangle 

Когда два художника выставляются вместе, между ними обычно подразумевается некая концептуальная, духовная, стилистическая или какая угодно общность. Но только не на выставке «Йоффе vs. Чтак. „Наоборот“», открытой в Gallery Triangle до 2 марта. Художники устали от того, что зрители и критики постоянно сравнивают их друг с другом. Идея расставить точки над i пришла в голову Валерию Чтаку. «Меня уже раза три спрашивали в интервью: „Вот есть такая молодая художница Алиса Йоффе — она не ваша ученица?“ А ведь между нами ничего общего!» — возмущается он. Живопись Алисы Йоффе действительно генетически ближе к надрывно-мистическим откровениям Жан-Мишеля Баскиа или изломанной графике немецких экспрессионистов, чем к тщательно выверенным конструкциям из шрифтов и образов-знаков, которыми оперирует Чтак. Общее — лишь родство их методов с языком стрит-арта, которое тот же Чтак упорно и безуспешно отрицает, да пристрастие обоих художников к черно-белой гамме. И то у Чтака она обильно разбавлена серым, в то время как мир драматичных сюжетов и макабрических персонажей Алисы Йоффе не знает полутонов. Зачастую вместо холстов художница использует обычные простыни, сшитые вместе. Потеки не успевшей высохнуть черной краски, сбегающие вниз по незагрунтованному полотну, не небрежность, а фирменный прием, подчеркивающий быстроту и спонтанность творческого процесса. Но, отстаивая свою непохожесть, художники невольно провоцируют зрителя на поиски некоего тайного, глубинного родства и толкают его на опасный, в первую очередь для них самих, путь далеко идущих сравнений. В чью пользу? Решайте сами.

Выставка «Александр Лабас. Двенадцать» в галерее «Роза Азора» продлится до 8 марта. Фото: «Роза Азора»
Выставка «Александр Лабас. Двенадцать» в галерее «Роза Азора» продлится до 8 марта.
Фото: «Роза Азора»

Лабас в галерее «Роза Азора»

Столетие октябрьских событий миновало, революционные страсти в Интернете поутихли. Итоги юбилейного года можно подвести одной фразой: под круглую дату о революции высказались все кому не лень, и никто не сказал ничего внятного. Поэтому выставка в галерее «Роза Азора», вновь поднимающая формально закрытую, а по сути так и не раскрытую тему, не выглядит запоздалой. С 7 февраля по 8 марта здесь можно увидеть серию акварелей и рисунков Александра Лабаса, созданную по мотивам поэмы Александра Блока «Двенадцать». Подходящий юбилейный повод, впрочем, тоже нашелся, и еще какой — 100-летие самой поэмы. Хотя для того, чтобы показать никогда не выставлявшийся графический цикл Лабаса, вряд ли нужно искать предлог. Пережив революцию 17-летним юношей, художник в 1920–1930-х годах посвятил ей трагический цикл «Октябрь», недавно выставлявшийся в Институте русского реалистического искусства. За год до смерти, в 1982-м, Лабас вновь обращается к этой теме. Позади — обвинения в формализме, опала, война, десятилетия забвения, возвращение к зрителю в 1960-х. Колорит — светлее, взгляд — отстраненнее: после всего пережитого и выстраданного трагедия стала частью истории. На выставке можно будет купить коллекционное издание — выпущенную эстетским издательством «Барбарис» папку с 12 репродукциями работ и текстом поэмы. Тираж — всего 12 экземпляров. Своего рода утешительный приз для тех коллекционеров, которые, опоздав к открытию, не успеют заполучить желанный подлинник!

Булгакова и Ситникова в «Культпроекте»

Выставка Ольги Булгаковой и ее дочери Натальи Ситниковой в галерее «Культпроект» открылась 30 января, в день рождения Ольги, и продлится до 25 февраля. (Лайфхак для галеристов: всегда устраивайте вернисаж выставки в день рождения художника — сорванных дедлайнов точно не будет. Лайфхак высшего уровня: соберите в своем пуле 12 художников, родившихся в разные месяцы, и можете смело рассылать прессе план на год вперед.) Творческий путь Булгаковой озадачивает резкими поворотами. Начав в 1970-е с мрачноватой по колориту живописи, полной сложных аллегорий и нарочитой театральности, в начале 2000-х она неожиданно перешла к яркой абстракции (серия «Архаизмы»), а в последующих проектах парадоксально сочетает одно с другим. Такое ощущение, что все эти ангелы, библейские сюжеты и прочие рудименты многозначительной фигуративности нужны художнице лишь для того, чтоб хоть как-то обуздать первобытное буйство красок, направить их бьющую через край энергию в мирное русло. «Культпроект» покажет новые работы Булгаковой: полуабстрактные натюрморты, изображения рыб и цветов. Настоящее открытие — графика художницы, эскизы к живописным полотнам, которые она до сих пор избегала выставлять, считая лишь подготовительным этапом, недостойным внимания зрителей. Вопрос — к чему здесь работы Натальи Ситниковой, абстрактная живопись черным по узорной гипсовой лепнине? Оставим эту попытку ввести в экспозицию архитектурное начало на совести галеристов. Или туманно заключим: для контраста.

Выставка Надежды Лермонтовой в галерее «Наши художники» пройдет с 8 февраля по 22 апреля. Фото: Галерея «Наши художники»
Выставка Надежды Лермонтовой в галерее «Наши художники» пройдет с 8 февраля по 22 апреля.
Фото: Галерея «Наши художники»

Надежда Лермонтова в «Наших художниках»

Галерея «Наши художники» всерьез взялась открывать новые имена. Осенью здесь прошла очень удачная выставка художника-эмигранта Александра Яковлева «Черный рейд», продемонстрировавшая русский взгляд на Африку через призму французского ар-деко. А с 8 февраля по 22 апреля нам покажут экспозицию Надежды Лермонтовой (1885–1921). Дальняя родственница поэта — из тех художников, чье имя не то чтобы совсем забыто, но и не на слуху. Специалистам оно известно неплохо. Лермонтова училась в петербургской художественной школе Елизаветы Званцевой, где ее наставником был Лев Бакст, а после его отъезда в Париж в 1910 году — Кузьма Петров-Водкин. Вместе с ним она расписывала Васильевскую церковь в украинском Овруче. Работы художницы есть в Русском музее и были представлены там на выставке «Круг Петрова-Водкина». В ее живописи влияние учителей соединяется с отголосками европейского постимпрессионизма. Поживи Лермонтова чуть дольше — могла бы влиться в ряды «амазонок авангарда» или, если бы оказалась, как многие художники ее поколения, в эмиграции, примкнуть к Парижской школе. На выставке мы увидим около 50 живописных и графических работ из Русского музея и частных собраний, а также воспроизведение тех самых фресок из Овруча. Не так уж много, но достаточно для того, чтобы вернуть полузабытое имя из сумрака.

Marte Eknæs. Rainbow Rose. 2012. Кадр из видео. Выставка «Дикие цветы» в Iragui продлится до 10 марта. Фото: Iragui
Marte Eknæs. Rainbow Rose. 2012. Кадр из видео. Выставка «Дикие цветы» в Iragui продлится до 10 марта.
Фото: Iragui

«Дикие цветы» в Iragui

Групповая выставка с непростым названием Wild Flowers (wildness is contextual!) — Volume II (Grow Flowers!) (до 10 марта) — продолжение проекта португальского художника и куратора Карлуша Нороньяна Фею, показанного осенью в лондонской галерее Narrative Projects. Однако в Москве нежный, в меру концептуальный букет произведений, по-разному обыгрывающих зримую красоту и незримую символическую нагрузку лепестков, пестиков и тычинок, неожиданно расцвел пышным политическим цветом. Свои работы на цветочную тему представляют девять иностранных художников, в основном молодых и нераскрученных, а также постоянные авторы галереи Iragui Никита Алексеев, Георгий Литичевский, Ольга Чернышева и примкнувший к ним Илья Долгов (известный любитель флоры и фауны, автор проектов «Гербарий» и «Лесная газета», разумеется, не мог пройти мимо). 

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
3
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
4
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
5
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+