18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музеи борются за шедевры Леонардо

В преддверии 500-летней годовщины со дня смерти великого художника количество запросов на музейную аренду его произведений стремительно возросло. Где искать работы кисти Леонардо да Винчи в 2019 году, читайте в нашей специальной подборке

500-летняя годовщина смерти Леонардо да Винчи, отмечаемая в следующем году, создает жесткую конкуренцию за право на музейную аренду его произведений. Леонардо умер 2 мая 1519 года в возрасте 67 лет в своем доме неподалеку от королевского замка Амбуаз в долине Луары. В ту пору художник работал по заказам короля Франциска I и, соответственно, был похоронен в его замке, хотя споры о том, кому принадлежит череп, извлеченный в XIX веке из гробницы Леонардо, продолжаются до сих пор.

Один из череды музеев, планирующих провести выставки по случаю юбилея, Музей Тейлора в Харлеме (Нидерланды) принял мудрое решение: он начнет торжества первым, опередив коллег (выставка намечена на период c 5 октября 2018 года по 6 января 2019 года). Куратор экспозиции Михиль Пломп объясняет, что это облегчит музею процесс получения произведений на временное экспонирование. В коллекции старейшего в Голландии художественного музея нет Леонардо, и они хотят привезти в Харлем 30 рисунков: половину — из Королевской коллекции Великобритании, а остальные — из музеев в Будапеште, Вене и Париже. Основное внимание на выставке будет уделено физиогномическим исследованиям Леонардо.

Следующей выступит Галерея Уффици во Флоренции, которая на время вернет знаменитый Лестерский кодекс (1507–1508) из США в город, в котором он был создан (29 октября 2018 года — 20 января 2019 года). Рукопись будет предоставлена ее нынешним владельцем, основателем компании Microsoft Биллом Гейтсом. Другой флорентийский музей, Музей Галилея, в апреле 2019 года планирует выставку «Леонардо и его книги».

Но самое грандиозное событие ожидается в парижском Лувре осенью 2019 года. «Цель проекта состоит в том, чтобы собрать как можно больше работ Леонардо», — говорит Жан-Люк Мартинес, директор музея. Помимо «Джоконды» (1502–1519), Лувр владеет еще четырьмя общепризнанными картинами Леонардо, притом что всего в мире их около полутора десятков. Музей находится в привилегированном положении, ведь у него есть возможность позаимствовать «Спасителя мира» (около 1500) у Лувра — Абу-Даби. Напомним, что самое дорогое за всю историю публичных торгов произведение искусства купил за $450 млн в ноябре прошлого года Департамент по культуре и туризму эмирата Абу-Даби для своего нового музея.

Королевская коллекция Великобритании владеет удивительными анатомическими рисунками художника (их более 500!), которые были объединены в альбом, приобретенный Карлом II. Самые известные из них будут представлены в Королевской галерее в Букингемском дворце и в Холирудском дворце в Эдинбурге (даты будут объявлены в ближайшее время). Королевская коллекция обычно не берет произведения во временное пользование, поэтому вряд ли она попросит «Спасителя мира», когда-то принадлежавшего Карлу I (тогда картину оценили в £30 и отдали кредитору короля после его казни в 1649 году).

В Музее Леонардо в тосканском городе Винчи, на родине художника, планируют в апреле — июне показать выставку, посвященную его впечатлениям от местных пейзажей. Она будет включать самый ранний из сохранившихся рисунков Леонардо, изображающий горы Монтальбано, — он приедет на время из Уффици. Работа датирована 1473 годом (когда будущему титану Возрождения был всего 21 год) и считается самым первым европейским пейзажем.

В Милане, где художник работал с 1482 по 1499 год, большая выставка о нем проводилась в 2015 году, и ее сложно будет превзойти. Тем не менее Пинакотека Амброзиана, где хранятся «Портрет музыканта» (1490) и Атлантический кодекс (1478–1519), конечно, отметит памятную дату.

Ожидается, что рекордные толпы привлечет королевский замок Амбуаз в городе Амбуаз на Луаре в Центральной Франции, где умер Леонардо и где находится его усыпальница. По соседству в доме-музее художника в замке Клу пройдет выставка, центральным экспонатом которой станет гобелен «Тайная вечеря», созданный в 1533 году для Франциска I, а сейчас принадлежащий Музеям Ватикана (1 июня 2018 года — 2 сентября 2019 года).

Краковский Музей Чарторыйских, где хранится портрет Чечилии Галлерани («Дама с горностаем», 1489–1490) кисти Леонардо, закрыт на реконструкцию до декабря 2019 года, поэтому картина будет временно выставлена в Национальном музее Польши.

Кроме того, исследователи Мартин Кемп и Паоло Галуцци из Музея Галилея работают над виртуальной презентацией вечного двигателя Леонардо — их проект будет показан в Лондоне и Флоренции в 2019 году. А книга Кемпа «Живя с Леонардо» увидит свет в марте.

Между тем Королевская академия художеств в Лондоне выставит свою живописную копию фрески «Тайная вечеря» в здании Берлингтон-Гарденс, которое вновь откроется после реконструкции 19 мая. Считается, что работа создана около 1520 года учениками Леонардо Марко д’Оджоно и Джампьетрино, однако итальянский ученый Пьетро Марани настаивает на том, что полноразмерная копия была начата другим учеником, Джованни Больтраффио, совместно с двумя вышеупомянутыми. Ожидается, что новое место экспонирования обеспечит ученым свободный доступ к произведению и они смогут наконец решить эту атрибуционную головоломку.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+