18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Скончался издатель и галерист Николай Шептулин

О человеке, публиковавшем тексты и делавшем выставки московского концептуализма, вспоминает арт-критик Андрей Ковалев

Должен признаться, что мы с Колей никогда не были особо близкими друзьями. Поэтому те печальные обстоятельства, которые привели к столь раннему уходу этого замечательного человека, доходили до меня лишь в виде слухов. К счастью, я ни разу не встречался с запойным алкоголиком Шептулиным, зато считаю за честь знакомство с этим элегантным и чуть высокомерным денди, эстетом до кончиков ногтей. И горжусь тем, что несколько моих статей были опубликованы в выходившем с 1991 года «Месте печати», непоколебимом форпосте всяческого витийства и любомудрия. Сам Шептулин писал довольно редко, его литературным проектом и был «Журнал интерпретационного искусства» (таков подзаголовок «Места печати»). Для каждого номера он тщательно выстраивал сложную интеллектуальную интригу — например, «Энтузиазм и дискомфорт» (№ 8, 1996). В результате таких усилий вполне уместными оказывались даже тексты Андрея Ковалева, выглядевшие слишком простецки в сравнении с размахом психоделического интеллектуализма Андрея Монастырского, Павла Пепперштейна, Владимира Сорокина и Юрия Лейдермана.

И вся эта преизощренная игра в бисер была скромно упакована в пуританские книжечки в духе академического сборника. Таков стиль 1990-х. Журнал перестал выходить в 2001-м, когда наступила эпоха неподъемных и дорогущих изданий, а записным умникам для кастальских игрищ места и не осталось.

С тем же несгибаемым перфекционизмом, что и журнал, Шептулин делал выставки в галерее Obscuri Viri. Вызывающий смысл названия могли расшифровать только самые изощренные знатоки: «Темные люди» — это название возрожденческой сатиры, направленной против мрачных и отсталых папистов. Все так и было, в начале 1990-х московский концептуализм для сторонних наблюдателей выглядел вещью в себе, своего рода черной дырой, куда могут проникнуть только избранные. Для людей, которые в этот круг не входили, было почти невозможно понять, о чем идет речь, все попытки исследования и анализа наталкивались на высокомерную позу: «Вам все равно не понять». И здесь куратор Шептулин сделал великое дело. Он показывал лучших представителей этого круга не как членов некой таинственной секты, но как индивидуальных и очень актуальных художников. Сама идея оказалась более чем продуктивной: галерея, которая работает с концептуалистами, совмещена с издательством и альманахом. Концептуализм — это Текст. Но в варианте, предложенном в Obscuri Viri, сумрачное текстообразование, принятое в этом кругу, оказывалось просто восхитительной заумью.

И тут все стало ясно и прозрачно. Все станет просто и прозрачно, если отбросить всякие попытки позитивистского понимания и настроить «боковое зрение», о котором вещал лукавый Павел Пепперштейн. А удобную и комфортную площадку обозрения для нас, «темных людей», и обустроил Николай Шептулин.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+