18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Парижский Музей на набережной Бранли готов вернуть африканское искусство

Глава музея Стефан Мартен поддержал обещание президента Франции Эмманюэля Макрона возвратить предметы африканского искусства на родину

Обещание президента Франции Эмманюэля Макрона вернуть произведения африканского искусства — это «прекрасная задача», по мнению Стефана Мартена, руководителя парижского этнографического Музея имени Жака Ширака на набережной Бранли. На фоне традиционной реакции французских, да и в целом европейских кураторов и музейщиков, яростно защищающих принцип неотчуждаемости коллекций, позиция Мартена выглядит неожиданной.

Президент Макрон в своей речи в университете города Уагадугу в Буркина-Фасо 28 ноября призвал в течение пяти лет (срок его президентства) «создать условия для временного или постоянного возвращения африканского культурного наследия в Африку». По его мнению, «неприемлемо, что большая часть этого наследия хранится во Франции или в частных европейских коллекциях и музеях». Он также отметил, что в прошлом «африканцы сами организовывали вывоз предметов искусства, и некоторые из этих предметов были спасены именно благодаря европейским кураторам и коллекционерам». Он призвал к новому общему решению и прекращению «старых ссор».

Согласно официальным источникам, министр культуры Франции Франсуаза Ниссен не была осведомлена о намерениях президента и пока не прокомментировала его заявление. Министерство культуры Франции известно своим враждебным настроем по отношению к любым вопросам реституции; в частности, в 2010 году французский парламент проголосовал за создание комиссии по делам реституции, но министерство так и не выполнило его решения.

Музей на набережной Бранли обладает более чем 70 тыс. артефактов из стран, расположенных к югу от пустыни Сахара, и около 1 тыс. из них выставляет в своих залах на левом берегу Сены. «Это реальная проблема, — заявил Стефан Мартен, — культурное наследие исчезло с континента. Ни один из экспонатов с выставок африканского искусства, которые мы проводим с 2006 года, не был взят нами на время у какого-либо африканского музея. С этим нужно что-то делать».

Открытие Лувра — Абу-Даби в ноябре прошлого года стало, по словам Мартена, вестником «крупных перемен на мировой музейной карте». «Оно показало, что партнерство возможно и что оно способно изменить наш взгляд на культуру. Если с помощью других западных партнеров мы сможем построить один, два или три безопасных музея в Африке, я перестану рассматривать передачу права собственности на произведения искусства как табу», — подчеркнул руководитель парижского музея.

Он готов начать процесс уже сейчас: «Вспомните Музей африканских цивилизаций в Дакаре, построенный китайцами. Он пустует уже три года. Почему бы не начать работать там? Это будет нелегко, но дело того стоит».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+