«Шизореволюция» — энциклопедия феноменов неофициальной культуры Санкт-Петербурга 1980–1990-х

Художник и искусствовед Андрей Хлобыстин — не только участник, но и архивариус петербургского независимого искусства. Итогом его исследований и стала эта книга

Хлобыстин А. Шизореволюция: Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века. СПб.: Борей Арт, 2017. 504 с.
Хлобыстин А. Шизореволюция: Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века. СПб.: Борей Арт, 2017. 504 с.

Чистый красный недавно был объявлен «цветом сезона», и 500-страничный том с красной обложкой в хулиганский белый горох определенно должен стать модным. В нем собраны вместе написанные в разные годы и переработанные статьи Андрея Хлобыстина о петербургской культуре финальных десятилетий ХХ века. Перед нами книжка с картинками — по несколько иллюстраций буквально на каждом развороте. Говоря коротко, эта книга — «о движухе». Здесь есть все и всё: русские панки и русские teddy-boys (по-нашему «твистуны»), сквоты, дискотеки, клубы, дворцы и, конечно, художники во главе с Тимуром Новиковым, шагающим впереди всех. Андрей Хлобыстин был в центре описываемых событий — он и арт-критик, и куратор, и художник, актер и танцор: во второй половине 1980-х и в 1990-е в Ленинграде-Петербурге никого было не удивить смешением ролей и занятий под девизом «всёчества».

Группа «Кино». Фотосессия в галерее АССА. 1984. На основе этого снимка сделан фотоколлаж для обложки винилового диска «Кино» — «Начальник Камчатки». Фото: Евгений Козлов
Георгий Гурьянов. Середина 1980-х. Фото: Е. Ниязов
Групповое уличное веселье. Кон. 1970-х — нач. 1980-х. Фото: Евгений Юфит
Евгений Юфит. Автопортрет у мусорного бака. Кон. 1970-х — нач. 1980-х. Фото: Евгений Юфит
Виктор Цой. Сер. 1980-х. Собрание галереи «Ультрамарин». Фото Е. Ниязова.
Вечеринка «Акваделика» в бассейне ЛИИЖТа. Африка, И. Куксенайте, А. Хлобыстин, А. Митрофанова. 1992. Фото: из архива Ольги Тобрелутс
«Сожжение сует» Новой Академией и «Художественной Волей»: аутодафе картины О. Маслова «Конец мира» (по мотивам Густава Курбе). 1998. Фото: Георгий Гурьянов
«Мобиле-пати». 1992. Наряды А. Леоновой и В. Мамышева-Монро контрастируют с физкультурными костюмами московской публики. Фото: предоставлено Андреем Хлобыстиным
Тимур Новиков и Георгий Гурьянов у Малого подъезда Эрмитажа. 1999. Фото: И. Роман
Андрей Хлобыстин и Тимур Новиков. 1999. Фото: М. Новикова-Савельева
Группа «Кино».
Фото: в галерее АССА. 1984. На основе этого снимка сделан фотоколлаж для обложки винилового диска «Кино» — «Начальник Камчатки». Фото: Евгений Козлов
Георгий Гурьянов. Середина 1980-х.
Фото: Е. Ниязов
Групповое уличное веселье. Кон. 1970-х — нач. 1980-х.
Фото: Евгений Юфит
Евгений Юфит. Автопортрет у мусорного бака. Кон. 1970-х — нач. 1980-х.
Фото: Евгений Юфит
Виктор Цой. Сер. 1980-х. Собрание галереи «Ультрамарин».
Фото: Е. Ниязова.
Вечеринка «Акваделика» в бассейне ЛИИЖТа. Африка, И. Куксенайте, А. Хлобыстин, А. Митрофанова. 1992.
Фото: из архива Ольги Тобрелутс
«Сожжение сует» Новой Академией и «Художественной Волей»: аутодафе картины О. Маслова «Конец мира» (по мотивам Густава Курбе). 1998.
Фото: Георгий Гурьянов
«Мобиле-пати». 1992. Наряды А. Леоновой и В. Мамышева-Монро контрастируют с физкультурными костюмами московской публики.
Фото: предоставлено Андреем Хлобыстиным
Тимур Новиков и Георгий Гурьянов у Малого подъезда Эрмитажа. 1999.
Фото: И. Роман
Андрей Хлобыстин и Тимур Новиков. 1999.
Фото: М. Новикова-Савельева

Дадим слово автору. «Шизореволюция, о которой так долго говорили французы, произошла в одной отдельно взятой стране: в России бессмысленные танцы ознаменовали крушение уровня текста. Благодаря фантастическим переменам и путешествиям мы ощутили, что нет центра и периферии, что всюду жизнь, и интересно не находиться в какой-то „столице“, состоянии, а перемещаться между ними, быть в путешествии, трансформации, трансе. Нужно признать, что совок задержал наше взросление, отчего с наступлением перемен многие ударились в запоздалое либертинство и всевозможные эксперименты с новыми поколениями веществ, часто стоившие жизни и рассудка. Несчастные истории страстной любви шли волнами, трудно было назвать хоть одну нормальную семью. До сих пор чувствуется инерция тех событий. Все взболталось и перемешалось, Новиков эксплуатировал принцип „перекомпозиции“, а диджеи начали сводить несовместимое, создавая клипы-химеры».

Петербургская культура тех лет до сих пор не оценена по заслугам, хотя в списке перечисленных в книге арт-деятелей почти у половины имен уже стоят две даты. Теперь, через 15 лет после смерти Тимура Новикова, выходит история эпохи, написанная с инсайдерских позиций, поэтому в выходных данных стоит «18+», причем наряду с грифом «Рекомендовано в качестве учебного пособия Советом Новой Академии Изящных Искусств».

Явный недостаток издания — микроскопический набор всего текста с иллюстрациями размером не больше спичечного коробка (в ином случае книгу пришлось бы издавать в нескольких томах). Но основная слабость и одновременно главная сила «Шизореволюции» в том, что книга демонстрирует незавершенную полемику вокруг имен и событий 1990-х годов: петербургская культура по-прежнему живет на проценты с того славного наследия, символический и фактический дележ которого не прекращается.

Хлобыстин А. Шизореволюция: Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века. СПб.: Борей Арт, 2017. 504 с.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+