«Шизореволюция» — энциклопедия феноменов неофициальной культуры Санкт-Петербурга 1980–1990-х

Художник и искусствовед Андрей Хлобыстин — не только участник, но и архивариус петербургского независимого искусства. Итогом его исследований и стала эта книга

Хлобыстин А. Шизореволюция: Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века. СПб.: Борей Арт, 2017. 504 с.
Хлобыстин А. Шизореволюция: Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века. СПб.: Борей Арт, 2017. 504 с.

Чистый красный недавно был объявлен «цветом сезона», и 500-страничный том с красной обложкой в хулиганский белый горох определенно должен стать модным. В нем собраны вместе написанные в разные годы и переработанные статьи Андрея Хлобыстина о петербургской культуре финальных десятилетий ХХ века. Перед нами книжка с картинками — по несколько иллюстраций буквально на каждом развороте. Говоря коротко, эта книга — «о движухе». Здесь есть все и всё: русские панки и русские teddy-boys (по-нашему «твистуны»), сквоты, дискотеки, клубы, дворцы и, конечно, художники во главе с Тимуром Новиковым, шагающим впереди всех. Андрей Хлобыстин был в центре описываемых событий — он и арт-критик, и куратор, и художник, актер и танцор: во второй половине 1980-х и в 1990-е в Ленинграде-Петербурге никого было не удивить смешением ролей и занятий под девизом «всёчества».

Группа «Кино». Фотосессия в галерее АССА. 1984. На основе этого снимка сделан фотоколлаж для обложки винилового диска «Кино» — «Начальник Камчатки». Фото: Евгений Козлов
Георгий Гурьянов. Середина 1980-х. Фото: Е. Ниязов
Групповое уличное веселье. Кон. 1970-х — нач. 1980-х. Фото: Евгений Юфит
Евгений Юфит. Автопортрет у мусорного бака. Кон. 1970-х — нач. 1980-х. Фото: Евгений Юфит
Виктор Цой. Сер. 1980-х. Собрание галереи «Ультрамарин». Фото Е. Ниязова.
Вечеринка «Акваделика» в бассейне ЛИИЖТа. Африка, И. Куксенайте, А. Хлобыстин, А. Митрофанова. 1992. Фото: из архива Ольги Тобрелутс
«Сожжение сует» Новой Академией и «Художественной Волей»: аутодафе картины О. Маслова «Конец мира» (по мотивам Густава Курбе). 1998. Фото: Георгий Гурьянов
«Мобиле-пати». 1992. Наряды А. Леоновой и В. Мамышева-Монро контрастируют с физкультурными костюмами московской публики. Фото: предоставлено Андреем Хлобыстиным
Тимур Новиков и Георгий Гурьянов у Малого подъезда Эрмитажа. 1999. Фото: И. Роман
Андрей Хлобыстин и Тимур Новиков. 1999. Фото: М. Новикова-Савельева
Группа «Кино».
Фото: в галерее АССА. 1984. На основе этого снимка сделан фотоколлаж для обложки винилового диска «Кино» — «Начальник Камчатки». Фото: Евгений Козлов
Георгий Гурьянов. Середина 1980-х.
Фото: Е. Ниязов
Групповое уличное веселье. Кон. 1970-х — нач. 1980-х.
Фото: Евгений Юфит
Евгений Юфит. Автопортрет у мусорного бака. Кон. 1970-х — нач. 1980-х.
Фото: Евгений Юфит
Виктор Цой. Сер. 1980-х. Собрание галереи «Ультрамарин».
Фото: Е. Ниязова.
Вечеринка «Акваделика» в бассейне ЛИИЖТа. Африка, И. Куксенайте, А. Хлобыстин, А. Митрофанова. 1992.
Фото: из архива Ольги Тобрелутс
«Сожжение сует» Новой Академией и «Художественной Волей»: аутодафе картины О. Маслова «Конец мира» (по мотивам Густава Курбе). 1998.
Фото: Георгий Гурьянов
«Мобиле-пати». 1992. Наряды А. Леоновой и В. Мамышева-Монро контрастируют с физкультурными костюмами московской публики.
Фото: предоставлено Андреем Хлобыстиным
Тимур Новиков и Георгий Гурьянов у Малого подъезда Эрмитажа. 1999.
Фото: И. Роман
Андрей Хлобыстин и Тимур Новиков. 1999.
Фото: М. Новикова-Савельева

Дадим слово автору. «Шизореволюция, о которой так долго говорили французы, произошла в одной отдельно взятой стране: в России бессмысленные танцы ознаменовали крушение уровня текста. Благодаря фантастическим переменам и путешествиям мы ощутили, что нет центра и периферии, что всюду жизнь, и интересно не находиться в какой-то „столице“, состоянии, а перемещаться между ними, быть в путешествии, трансформации, трансе. Нужно признать, что совок задержал наше взросление, отчего с наступлением перемен многие ударились в запоздалое либертинство и всевозможные эксперименты с новыми поколениями веществ, часто стоившие жизни и рассудка. Несчастные истории страстной любви шли волнами, трудно было назвать хоть одну нормальную семью. До сих пор чувствуется инерция тех событий. Все взболталось и перемешалось, Новиков эксплуатировал принцип „перекомпозиции“, а диджеи начали сводить несовместимое, создавая клипы-химеры».

Петербургская культура тех лет до сих пор не оценена по заслугам, хотя в списке перечисленных в книге арт-деятелей почти у половины имен уже стоят две даты. Теперь, через 15 лет после смерти Тимура Новикова, выходит история эпохи, написанная с инсайдерских позиций, поэтому в выходных данных стоит «18+», причем наряду с грифом «Рекомендовано в качестве учебного пособия Советом Новой Академии Изящных Искусств».

Явный недостаток издания — микроскопический набор всего текста с иллюстрациями размером не больше спичечного коробка (в ином случае книгу пришлось бы издавать в нескольких томах). Но основная слабость и одновременно главная сила «Шизореволюции» в том, что книга демонстрирует незавершенную полемику вокруг имен и событий 1990-х годов: петербургская культура по-прежнему живет на проценты с того славного наследия, символический и фактический дележ которого не прекращается.

Хлобыстин А. Шизореволюция: Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века. СПб.: Борей Арт, 2017. 504 с.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Фонд V–A–C установил еще одну скульптуру в прилегающем к Дому культуры «ГЭС-2» пространстве. На сей раз это части бронзового ствола
20.08.2021
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+