18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Реставрация по-фински: медленно, но верно библиотека Алвара Аалто обрела прежний вид

В апреле 2014 года во второй раз состоялось вручение Ежегодной премии газеты The Art Newspaper Russia. Победителем в номинации «Реставрация года» стал проект реконструкции знаменитой библиотеки Алвара Аалто в Выборге. Восстановительные работы велись более 20 лет и были завершены осенью прошлого года. В смысле отношения к архитектурному наследию Выборг парадоксальным образом оказался противоположностью многим другим городам России. Если, скажем, в Петербурге и Москве к памятнику архитектуры модернизма редко относятся серьезно, то в Выборге все обстоит ровно наоборот. Причина, думается, не столько в особой атмосфере места, сколько в близости бывших хозяев города, финнов, ценящих свой функционализм превыше всего.

Белоснежно-белая, отражающая в стеклах город и небо, отреставрированная библиотека Аалто создает с остальным Выборгом невероятный контраст. Город на глазах превращается в руины. Колокольня старого кафедрального собора XVII века находится в предаварийном состоянии, от модернового дома книготорговца Виктора Говинга (архитектор Карл Хорф аф Сегерштадт, 1904) остались одни только внешние стены, без кровли и почти без внутренних перемычек, так что с большой вероятностью его придется снести. Количество домов, обнесенных синими заборами, чтобы осыпающаяся с них штукатурка не падала на головы прохожим, растет с каждым годом.

За последнее время всерьез решалась судьба только двух построек: библиотеки Аалто и школы искусств Уно Ульберга, второго по значению в Выборге памятника функционализма, с 2010 года занимаемого выставочным центром Эрмитаж-Выборг.

Библиотека в Выборге — первый манифест функционализма в исполнении финского архитектора и дизайнера, «отца модернизма» в Северной Европе Алвара Аалто (1898–1976). Еще конкурсный проект в 1925 году архитектор сделал в неоклассическом ключе под большим влиянием шведа Гуннара Асплунда и его библиотеки в Стокгольме. Второй вариант Аалто разработал уже после того, как выиграл городской конкурс. Следы поздней неоклассики в нем сохранились в строгом гранитном решении входа и помпезных черных с золотом раздвижных воротах в лекционный зал.

В обновленных интерьерах многое стало непривычно: не только свежесть отделки и мебели, но и сама эстетика кажется откровением, особенно для тех, кто бывал здесь раньше и видел двери, неровно выкрашенные водоэмульсионной краской, и бирюзовые квадратики линолеума на полу. Восстановлены в оригинальном виде световые окна, знаменитый волнистый деревянный потолок лекционного зала, деревянные поручни и двери, шторы, разделяющие две части большого читального зала.

Скрупулезность реставрации заключалась прежде всего в том, чтобы вернуть исходные композиции помещений. «В главных залах местами кирпичный каркас, но есть бетонные и стальные конструкции. Они в хорошем состоянии. Все отдельные части, окна, двери и тому подобное, пришлось реставрировать. Практически все технические системы обновлены», — говорит один из авторов проекта реставрации финский архитектор Тапани Мустонен.

Проведенная реставрация чуть ли не первая российская попытка с такой точностью восстанавливать памятник современной архитектуры. Результат получился в известной степени непредсказуемым. С одной стороны, ощущение аутентичности вроде как утратилось, с другой — реставрация все-таки вернула Аалто статус-кво, стало ясно, как много он думал о людях, об уюте и об эстетике, как далек он был, действительно далек от утилитарности. Наконец, и это важно, все те поверхности и детали, которые сейчас кажутся новыми, обретут благородную потертость довольно быстро. Открывая входную дверь, отреставрированную семь лет назад, легко поверить, что она чудом сохранилась с 1930-х. Библиотека Аалто — сравнительно редкий пример модернистского здания, не утратившего за многие десятилетия функционального смысла. Так что к какому-нибудь 2025 году проведенная реставрация станет не более чем историческим фактом. Важно, чтобы исторические кварталы Выборга дожили до этого момента в насколько возможно неизменном виде: без них библиотека Алвара Аалто как король без свиты.

Досье
Библиотека Алвара Аалто
Открыта в Выборге в октябре 1935 года. Здание не подверглось значительным разрушениям во время Второй мировой войны, однако было заброшено в течение десяти лет после ее окончания и за счет этого серьезно пострадало. В 1955–1961 годах была проведена реконструкция библиотеки, которая остановила процесс обветшания, однако нанесла еще больший ущерб оригинальной архитектуре Аалто. Архитекторы Евгений Розенблюм и Александр Швер, работавшие над проектом реконструкции, к сожалению, не имели доступа к авторским чертежам и, кроме того, были ограничены в выборе мебели и отделочных материалов — приходилось пользоваться тем, что было доступно на советских заводах.

В 1992 году Клуб Алвара Аалто и Министерство окружающей среды Финляндии начали кампанию за восстановление выборгской библиотеки. В 1995 году библиотека вошла в список федеральных памятников, находящихся под охраной государства. На протяжении почти 20 лет в библиотеке велись небольшие восстановительные работы, возможные благодаря пожертвованиям российских, финских и международных организаций и частных лиц. Среди них — Министерство культуры Российской Федерации, администрация города Выборга, Комитет по культуре Ленинградской области, Министерство окружающей среды и Министерство образования Финляндии, Фонд Алвара Аалто в Финляндии. В 2010 году финский премьер-министр Тарья Халонен на встрече с Владимиром Путиным попросила российского президента позаботиться о судьбе постройки знаменитого финна. После этой встречи российское правительство выделило на реставрацию библиотеки более €8 млн. Работы были закончены в декабре 2013 года.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+