18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Виктор Мизиано пригласил мировых звезд на охоту за привидениями

№59
Материал из газеты

Третья часть проекта куратора «Удел человеческий» — в Фонде культуры «Екатерина»

Большой многочастный проект «Удел человеческий» известного российского куратора Виктора Мизиано исследует положение человека в меняющемся мире. Он стартовал в 2015 году и завершится в 2019-м, задействовав три музейных пространства: Государственного центра современного искусства, Московского музея современного искусства и Еврейского музея. Проект мультидисциплинарный, включающий круглые столы, симпозиумы, видеопоказы, мастер-классы. Само название проекта отсылает к одноименной книге немецкого культуролога Ханны Арендт (1906–1975), где она задается вопросом, как остаться человеком перед лицом исторических драм. Первая часть «Избирательное сродство» была посвящена границам человеческого, вторая — «Не думаешь ли ты, что настало время любви?» — страстям человеческим, а третья исследует травматическую природу памяти. 

Дом с привидениями — один из канонических сюжетов жанра саспенс в литературе и кино. Однако отправной точкой этой выставки с участием звездного интернационального состава из 16 художников стал шекспировский Гамлет. История принца Датского, к которому приходит привидение его отца, чтобы открыть страшную тайну из прошлого, остается одним из самых пронзительных произведений о травме и памяти. 

Один из разделов выставки ставит вопрос о том, что такое собственно произведение искусства. Призрачная субстанция? Видео «Пересматривая „Солярис“» Деймантаса Наркявичюса посвящено травмированной совести, воплощенной в призраках, приходящих к героям фильма Андрея Тарковского. Работа ливанских художников Джоаны Хаджитомас и Халиля Жорейжа также о послании из прошлого, но реального. Дядя одного из художников, похищенный во время ливанской войны, снял тогда пленку, которую спустя много лет нашел и проявил его племянник, и теперь это уже документ времени.
В другом разделе выставки речь идет о травме исторической. Аслан Гайсумов сделал групповой фотопортрет стариков, больше полувека назад депортированных из Чечни. А в памяти Леонида Тишкова — история его деда, в самом начале войны попавшего в немецкий плен. Так родилась серия рисунков «Умань». Видеоинсталляция Уильяма Кентриджа «Я не я, и лошадь не моя» основана на повести «Нос» Николая Гоголя, но затрагивает память мировых войн и революций. 
Третий раздел — о личной, приватной памяти. В инсталляции классика arte povera Клаудио Пармиджани «Смена места» из отпечатков сажи и дыма возникает призрачный образ библиотеки. Мирослав Балка собрал инсталляцию из ковриков из бедных кварталов Кракова как знак коллективной памяти. Три раздела выставки объединены еще и звуковыми инсталляциями. Какой же «Дом с привидениями» без неожиданных скрипов, вздохов, всхлипов, стуков и прочих знаков присутствия потусторонних сил? 

Фонд культуры «Екатерина»
Дом с привидениями
1 декабря 2017 – 28 января 2018

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+