18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Виктор Мизиано пригласил мировых звезд на охоту за привидениями

№59
Материал из газеты

Третья часть проекта куратора «Удел человеческий» — в Фонде культуры «Екатерина»

Большой многочастный проект «Удел человеческий» известного российского куратора Виктора Мизиано исследует положение человека в меняющемся мире. Он стартовал в 2015 году и завершится в 2019-м, задействовав три музейных пространства: Государственного центра современного искусства, Московского музея современного искусства и Еврейского музея. Проект мультидисциплинарный, включающий круглые столы, симпозиумы, видеопоказы, мастер-классы. Само название проекта отсылает к одноименной книге немецкого культуролога Ханны Арендт (1906–1975), где она задается вопросом, как остаться человеком перед лицом исторических драм. Первая часть «Избирательное сродство» была посвящена границам человеческого, вторая — «Не думаешь ли ты, что настало время любви?» — страстям человеческим, а третья исследует травматическую природу памяти. 

Дом с привидениями — один из канонических сюжетов жанра саспенс в литературе и кино. Однако отправной точкой этой выставки с участием звездного интернационального состава из 16 художников стал шекспировский Гамлет. История принца Датского, к которому приходит привидение его отца, чтобы открыть страшную тайну из прошлого, остается одним из самых пронзительных произведений о травме и памяти. 

Один из разделов выставки ставит вопрос о том, что такое собственно произведение искусства. Призрачная субстанция? Видео «Пересматривая „Солярис“» Деймантаса Наркявичюса посвящено травмированной совести, воплощенной в призраках, приходящих к героям фильма Андрея Тарковского. Работа ливанских художников Джоаны Хаджитомас и Халиля Жорейжа также о послании из прошлого, но реального. Дядя одного из художников, похищенный во время ливанской войны, снял тогда пленку, которую спустя много лет нашел и проявил его племянник, и теперь это уже документ времени.
В другом разделе выставки речь идет о травме исторической. Аслан Гайсумов сделал групповой фотопортрет стариков, больше полувека назад депортированных из Чечни. А в памяти Леонида Тишкова — история его деда, в самом начале войны попавшего в немецкий плен. Так родилась серия рисунков «Умань». Видеоинсталляция Уильяма Кентриджа «Я не я, и лошадь не моя» основана на повести «Нос» Николая Гоголя, но затрагивает память мировых войн и революций. 
Третий раздел — о личной, приватной памяти. В инсталляции классика arte povera Клаудио Пармиджани «Смена места» из отпечатков сажи и дыма возникает призрачный образ библиотеки. Мирослав Балка собрал инсталляцию из ковриков из бедных кварталов Кракова как знак коллективной памяти. Три раздела выставки объединены еще и звуковыми инсталляциями. Какой же «Дом с привидениями» без неожиданных скрипов, вздохов, всхлипов, стуков и прочих знаков присутствия потусторонних сил? 

Фонд культуры «Екатерина»
Дом с привидениями
1 декабря 2017 – 28 января 2018

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
6
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
7
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+