18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Русские торги Christie’s прошли с энтузиазмом и рекордами

«Натюрморт с чайником и апельсинами» Наталии Гончаровой продан за внушительные £2,4 млн, «Прошлое Великого Новгорода» Аполлинария Васнецова ушло за рекордные £849 тыс

Аукцион русского искусства Christie’s открыл неделю русских торгов в Лондоне, которые обычно служат важным ориентиром для покупателей. Аукцион задал отличный тон: и живопись, и произведения прикладного искусства разошлись стремительно (уход лотов явно составил более 80%). Последние полтора года в лондонских аукционных залах, когда там продавалось русское искусство, царила печаль: цены упали, каталоги стали тоньше, вечерние торги (они по традиции более статусные) отменили. И вот, кажется, наступил перелом к лучшему.

За £2,408 млн продан «Натюрморт с чайником и апельсинами» Наталии Гончаровой 1909–1910 годов, заметно превысивший предварительную оценку в £500–700 тыс. Это полотно долгое время приписывали мужу Гончаровой, авангардисту Михаилу Ларионову. Никакой дискриминации художницы тут не было: ошиблась вторая жена Ларионова, Александра Томилина-Ларионова, у которой картину и купил последний владелец в 1966 году. После публикации стало ясно, что полотно не могло быть написано Ларионовым: не похожи ни композиция, ни фактура, ни даже набор предметов на столе (художник не любил писать круглые яблоки или апельсины, а предпочитал асимметричные груши). Окончательно идентифицировала полотно эксперт Елена Баснер, указав на номер на обороте картины — точно такими же были помечены другие полотна Гончаровой, предназначенные для выставки в петербургском бюро Надежды Добычиной, первой русской профессиональной галеристки. Полученные после упорного торга £2,4 млн не рекорд для художницы, ее «Испанка» стоила £6,4 млн — но то было в более благосклонном к русскому арт-рынку 2010 году и на интернациональных торгах.

Зато рекордными являются £849 тыс. за «Прошлое Великого Новгорода» Аполлинария Васнецова (прежняя максимальная цена для художника составляла £300 тыс.). Большое сказочное полотно написано в процессе работы над декорациями к опере Римского-Корсакова «Садко» в Мариинском театре в 1900 году, по следам нескольких поездок в Новгород. Картину никто не видел почти 90 лет. После того как она была показана в Строгановском училище в Петербурге и затем на выставке передвижников в Москве, она хранилась в частной коллекции.

Благополучно распродан и традиционный для Christie’s раздел графики с рисунками Константина Сомова и Льва Бакста, и необычно большой для этого консервативного дома раздел нонконформистов; среди разочарований можно назвать неуход горного пейзажа Николая Рериха (эстимейт был £300–500 тыс.) и слишком скромные для такого важного произведения, как «Святое семейство» Василия Верещагина, £368,7 тыс.

Предметы фирмы Фабереже проданы, как всегда на Christie’s, триумфально. Среди самых впечатляющих цен — £704 тыс. за шагающего серебряного носорога и £788 тыс. за миниатюрный портшез, сделанный мастером Михаилом Перхиным для голландского магната резиновой промышленности Максимилиана Отмара Нойшеллера.

Окончательный итог аукциона Christie’s будет известен позже, впереди — русские торги Sotheby’s, MacDougall’s и Bonhams.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+