18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русский музей открыл зал официоза

Зал официального искусства сталинской эпохи появился в Государственном Русском музее к 100-летию революции

В зале № 86 в Корпусе Бенуа открыта постоянная экспозиция официального советского искусства 1930–1950-х годов. До сих пор отдельные произведения Исаака Бродского, Александра Герасимова, Аркадия Пластова и других певцов соцреализма Государственный Русский музей выставлял в своих залах среди работ других художников первой половины XX века или на различных тематических временных выставках. Теперь в ГРМ появилось специальное пространство для такого рода искусства.

«Мы давно завидовали Третьяковке, у которой есть такой зал, — призналась в разговоре с корреспондентом TANR Любовь Шакирова, старший научный сотрудник отдела живописи конца XIX — начала XX века. — Официоз сталинского времени — особое искусство, которое трудно совместить с другими стилями и направлениями. Кроме того, в Русском музее совсем немного таких работ, так что одного зала оказалось вполне достаточно».

Официальный соцреализм был главным искусством своего времени, его поддерживало государство, выдвигая как образец, его считали высшим достижением, заслуживающим всяческого поощрения. Именно такие картины открывали главные всесоюзные выставки, за них живописцы получали государственные награды и премии.

Зал № 86 долго готовили для постоянной экспозиции: много лет его использовали как техническое помещение, а после ремонта открыли как зал официального искусства 1930–1950-х годов. Для полноты впечатления даже стены покрасили в бодрящий кумачовый цвет. Сейчас здесь представлено всего пять картин и три скульптурные работы.

Самое масштабное произведение — «Гимн Октябрю» Александра Герасимова длиной 7 м — занимает центральную часть экспозиции. На картине изображено торжественное заседание в честь 25-й годовщины революции: до отказа заполненный зал Большого театра внимает речи Сталина. И хотя на самом деле тогдашнее мероприятие отменили по соображениям безопасности, это не помешало Герасимову не только в деталях изобразить то, чего не было, но и получить за свою работу Сталинскую премию.

Постулаты соцреализма требовали от художника «правдивость и историческую конкретность художественного изображения сочетать с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма». Таким образом, изобразительное искусство становилось важной частью тотального механизма пропаганды. И это со всей очевидностью иллюстрирует, например, картина Аркадия Пластова «Колхозный праздник», которую он создал к выставке «Индустрия социализма». Она написана с большим мастерством и знанием материала, но это не просто скромное крестьянское застолье с картошкой, огурцами и самоваром — над скудным деревенским столом реет портрет Сталина и транспарант с его крылатой фразой «Жить стало лучше, жить стало веселее». Все это превращает уличное застолье в символ торжества коллективизации и нового уклада советской деревни.

Многофигурные полотна в период бурного цветения соцреализма было принято создавать целыми творческими коллективами при участии и под руководством признанных мастеров. Образцом картины, созданной бригадным методом, и апофеозом такой «колхозной живописи» можно считать огромное полотно «Великому Сталину слава». Автором картины официально считается Юрий Кугач, но на практике ее создавала бригада молодых художников.

Из скульптуры в зале № 86, помимо «Хлеба» Веры Мухиной, представлены «Делегатка» Екатерины Персидской и «Колхозница» Сергея Коненкова.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+