18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Заядлые рисовальщики: Рибера и голландцы

№58
Материал из газеты

Каталог-резоне рисунков испанского художника и исследование голландских картин XVII века и эскизов к ним

Обе книги — Jusepe de Ribera: the Drawings — Catalogue raisonné («Хусепе де Рибера: рисунки. Каталог-резоне») и Drawings for Paintings in the Age of Rembrandt («Рисунки и эскизы к картинам в эпоху Рембрандта») — связаны с выставками, но если последняя является вполне обычным каталогом, подготовленным к показам в Национальной художественной галерее в Вашингтоне и в фонде «Кустодиа» / Коллекции Фрица Люгта в Париже, которые состоялись в этом году, то первая — нечто совсем иное. В начале 2017 года прошла передвижная выставка под названием «Рибера. Мастер рисунка» в Прадо и с другим вариантом заглавия «Между раем и адом. Рисунки Хусепе де Риберы» в Музее Мидоуза в Далласе. Этим показам предшествовал выход книги, подготовленной Габриеле Финальди с коллегами, которая является каталогом-резоне всего творчества Риберы в области рисунка.

Испанские рисовальщики обычно считаются бедными родственниками их итальянских конкурентов, но в случае Риберы подобное отношение необоснованно. С давних пор у Риберы был статус одного из величайших художников XVII века, однако его рисунки долгое время не получали заслуженного внимания из-за незнания их реального количества. В основательной вводной статье к книге Финальди пишет, что в монографии Августа Л. Майера 1932 года о художнике было указано всего 12 рисунков, тогда как в статье «Барочный рисунок в Неаполе» Вальтера Вицтхума 1963 года их число доходит уже до 40.

В нынешнем издании воспроизведено 155 подлинных рисунков. Многие из них были заново открыты совсем недавно.
Поскольку Рибера был не только плодовитым живописцем, но и гравером, удивляет то, что среди его рисунков ничтожно мало эскизов к известным картинам и гравюрам. Возможно, впрочем, что два великолепных листа с изображением Давида с Голиафом и, соответственно, Самсона с Далилой связаны с не дошедшими до нас картинами. Эти рисунки выполнены сангиной и итальянским карандашом, притом что обычно художник предпочитал перо — так сказать, для мыслей вслух на бумаге, а также отдельно сангину.

Многочисленные рисунки с привязанными к деревьям мужчинами (довольно часто здесь подразумевался святой Себастьян) не всегда легко соотносятся с определенными картинами или гравюрами, но свидетельствуют о том, что Рибера со всей страстью, почти одержимостью исследовал излюбленную тему. И напротив, у художника никогда не было намерений изображать на картинах отвратительных стариков с бородавчатыми носами и висящими зобами, которые крупным планом постоянно фигурируют в его эскизах. Более того, встречаются и совсем странные рисунки, как, например, великолепный лист сангиной из Метрополитен-музея в Нью-Йорке, на котором фронтальное изображение летучей мыши с расправленными крыльями сопровождается латинским изречением и двумя очень подробными изображениями левого уха.

Обратившись к каталогу «Рисунки и эскизы к картинам», можно предположить, что такое название выставки подразумевало непременное соединение живописи с подготовительной графикой. Однако оно не совсем точно, поскольку в ряде случаев демонстрировались только картины. Но в целом удалось связать и воссоединить между собой 127 рисунков и полотен, созданных 45 художниками. Так, эскиз «Лежащая женщина» из Музея Ашмола, выполненный сангиной учителем Рембрандта Питером Ластманом, был помещен рядом с его картиной «Лаван в поисках идолов» (1622) из муниципального музея города Булонь-сюр-Мер, где та же модель «исполняет роль» библейской Рахили. Пара рисунков Абрахама Блумарта демонстрировалась вместе с его картиной «Пейзаж с ветхими здани и и фигурами» (1629) из гамбургского Кунстхалле, и три иллюстрации в каталоге наглядно показывают, сколь искусно трансформировал автор свои более ранние графические мотивы при работе над холстом. А лучше всего представлены собранные вместе девять рисунков и картин самого Рембрандта, включая картину «Проповедь Иоанна Крестителя» с тонкой, излучающей свет техникой гризайли из Картинной галереи Берлина и рисунок «Похищение Ганимеда» из Кабинета графики в Дрездене.

У Риберы почти все графические листы являются эскизами голов и человеческих фигур, тогда как в рисунках голландских художников, представленных на выставках в Вашингтоне и Париже, возникает целый спектр художественных жанров. Не то чтобы на их работах совсем не было людей — скорее, фигуры здесь соседствуют с многочисленными сельскими и морскими пейзажами у живописцев вроде Якоба ван Рейсдала и Яна ван Гойена или с безукоризненно выполненными рисунками цветов и морских раковин Якоба де Гейна II и Бальтазара ван дер Аста. Еще один жанр обозначен полудюжиной рисунков Питера Янса Санредама с изображением церковных интерьеров. Глядя на них, понимаешь, что картины, созданные по этим эскизам, казалось бы, без особых усилий, в действительности были результатом упорного труда.

Среди множества безупречно каталогизированных и соединенных между собой работ порой встречается и кое-что интригующее, сохраняющее дух таинственности. По крайней мере именно так можно обозначить деревянную панель Михиля ван Мюссера «Художник с рисунками в своей мастерской» (около 1665) из коллекции князя Лихтенштейнского. Ведь личность художника, который сидит перед мольбертом среди множества рисунков кораблей, хаотически разбросанных на полу в шахматную клетку, все еще не установлена.

Jusepe de Ribera: the Drawings — Catalogue raisonné / Gabriele Finaldi, ed., with Elena Cenalmor and Edward Payne. Museo del Prado, Fundación Focus and the Meadows Museum. 426 с. €47,50. На английском языке

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+