18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Эдгару Дега трудно давалось искусство расставания

№58
Материал из газеты

Новое исследование Национальной художественной галереи в Вашингтоне посвящено сложному вопросу о том, что художник считал законченным произведением

Эдгар Дега (1834–1917) маниакально переписывал свои полотна (иногда даже после их продажи — к большому возмущению покупателей). Непростому вопросу о том, что он считал законченным произведением искусства, посвящена статья в Facture — выходящем раз в два года бюллетене о реставрационных исследованиях Национальной художественной галереи.

Художники XIX века бросали вызов устоявшимся представлениям об уместных темах и предметах изображения, променяв гладкую фактуру на густые мазки краски. Наличие видимого незаписанного полотна не свидетельствовало о незаконченности произведения — такие художники, как Поль Сезанн, часто оставляли целые участки холста не закрытыми краской. «Они экспонировали произведения, которые двумя десятилетиями ранее посчитали бы эскизами. Прежде это восприняли бы как женщину, вышедшую на улицу в одной нижней юбке», — говорит куратор французского искусства XIX века в Национальной художественной галерее Кимберли Джонс, автор статьи в Facture вместе со старшим реставратором живописи Энн Хенигсвальд.

Но если рассматривать творчество Дега в целом, незаконченными могут показаться многие его полотна. Действительно ли они недописаны или же самого Дега удовлетворяла степень их завершенности? «Как проникнуть в сознание художника, если он намеренно скрытен?» — задается вопросом Джонс. «В конечном итоге завершенность или незавершенность картины определяется тем, как ее воспринимает сам автор, а в случае с Дега проблема в том, что он очень мало писал о своих произведениях», — говорит она. Задача осложняется тем, что Дега был непоследователен при подписывании, экспонировании и продаже работ — действиях, которые обычно служат признаком того, что художник считает произведение завершенным. Да и подписи не всегда помогают решить проблему: ряд холстов Дега подписывал по несколько раз, а другие, даже более завершенные, не подписывал вовсе.

«Дега был одержим переделыванием. Он был просто не в состоянии держать руки подальше от собственных работ», — говорит Джонс. Кураторы подробно изучили вопрос завершенности, исследовав произведения Эдгара Дега из коллекции Национальной художественной галереи — третьей в мире по числу работ мастера. Они обследовали его краски, в том числе и с использованием рентгенофлуоресцентного анализа, а при помощи рентгенографии, инфракрасного анализа и стереомикроскопии проанализировали то, что находится под красочным слоем.

Одна из изученных работ — неподписанный и недатированный портрет сестры Дега Терезы и ее мужа-неаполитанца Эдмондо Морбильи, начатый автором в 1865 году. «Раньше это произведение не подвергалось глубокому анализу и не привлекало к себе внимание науки», — говорит Джонс. В момент смерти Дега полотно, вероятно, находилось в мастерской, однако его не включили в распродажу. Коллекционеры Честер и Мод Дейл приобрели картину в 1932 году, а в 1963‑м передали ее в дар вашингтонской Национальной художественной галерее. 

Этот портрет менее закончен, чем некоторые другие работы из мастерской художника, однако исследования выявили скрытые подробности, свидетельствующие о «стремлении Дега зафиксировать и сохранить стадии самого процесса создания». Он активно переписывал картину, вероятно, на протяжении десятилетий. Тщательное воспроизведение черт лица Эдмондо напоминает ранние портреты Дега; кушетка также прописана очень подробно. А вот пиджак, напротив, написан тонко, как и две фигуры в дверях, набросанные коричневой краской. Джонс и Хенигсвальд уверены, что Дега не собирался добавлять к ним какие-либо детали.

Что же все это значит? «Ответ прост: понятия не имеем», — признается Джонс, объясняя, что цель статьи — не запутать читателей, заставив их верить в то, что исследователи будто бы окончательно разобрались в вопросе о Дега и о завершенности его полотен, но начать диалог с коллегами, которые так или иначе занимаются той же проблемой.  

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+