18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Игорь Цуканов: «Хочу, чтобы „второй русский авангард“ вошел в учебники»

Игорь Цуканов так энергичен, что звать его просто коллекционером мало. Вместе с женой, известным финансистом Наташей Цукановой, он основал в Лондоне культурный фонд, а недавно заключил договор с галереей Saatchi. О чем — узнавала Милена Орлова.

Начнем с самого веселого: вы снялись в английском телесериале Meet the Russians («Знакомьтесь: русские!»). Это ведь карикатура на богатых русских в Лондоне, и очень даже злая. Зачем вы в этом участвовали?

Мы подумали, что они (телеканал Fox) хотят снять русские семьи, которые живут в Лондоне, и на примере нашей семьи показать, что русские занимаются вопросами культуры, образования. Я, конечно, сразу согласился, потому что считал, что крайне полезно изменить представление о русских, которые только ходят в рестораны и ссорятся друг с другом. Съемки шли очень долго, может быть, часов 30. Я очень много о художниках рассказывал, об образовательных и музыкальных программах, которые финансирует моя семья с целым рядом ведущих британских школ. Я ожидал, что они потом покажут для баланса: это такие, а вот — что-то другое. Но не дождался. Не прозвучала эта тема. Телеканал решил по-другому. Что получилось, то получилось.

Вы заключили соглашение с лондонской галереей Saatchi, которая сейчас уже перешла в ранг музея. Вы называете себя в этом проекте продюсером. Что это за формат работы? Вы вкладываете какую-то определенную сумму или соглашаетесь найти деньги?

Смысл моего соглашения с Saatchi состоит в том, что у меня есть право в течение шести очу, — карт-бланш. Что я хочу сделать за шесть лет? Построить программу, где раз в полторадва года обязательно будет большая выставка, или шоу, как здесь говорят, где под неким углом будет представлена Россия или страны этого региона. Параллельно я почти запустил другую программу выставок, где присутствует географический аспект: Казахстан, Грузия — в общем, несколько стран, которые в Лондоне неизвестны. Площадка Saatchi постоянно находится в центре внимания масс-медиа. Мы сделали здесь в 2012 году выставку русского послевоенного искусства Breaking the Ice (Разбивая лед), а они параллельно показали русских из своей коллекции. На выставку пришло 650 тыс. посетителей, она собрала более 100 рецензий в мировой англоязычной прессе. И мне показалось, что руководство галереи и сам Чарльз Саатчи оценили качество нашей выставки. Это была некая проверка. Конечно, я взял на себя финансовые обязательства, но я уверен, что у хороших, больших проектов будет хорошая спонсорская поддержка. Первое большое шоу начнется в конце ноября 2014 года и будет называться Post-pop. East meets West (Постпоп-арт. Встреча Востока и Запада). Это будет история того, как развивался постпоп-арт в 1970–1990-е годы: в США и Британии, в России, в Китае. И это будет делать звездная команда.

То есть вы сами собрали команду?

Я собрал звездную команду. Это будет, по сути, первый человек по поп-арту в Англии, автор книг и учебников Марко Ливингстон. Азиатско-китайский вклад будет представлять Джонсон Ченг, это тоже легенда в Китае. Достаточно сказать, что шесть из десяти наиболее известных современных китайских художников вышли из его галереи «Ханарт» в Гонконге. Ну и в России это будет мой старый соратник Андрей Ерофеев.

Вы продолжаете с ним сотрудничать после выставки «Разбивая лед»?

Здесь я построил голливудскую модель: есть продюсер, он отвечает за все, включая деньги, и есть режиссеры фильмов, которые работают в рамках выполнения этого плана. Я ставлю шоу и подбираю подходящих людей. Среди российских кураторов никто не понимает, как это работает. А с Андреем Ерофеевым, хотя у него в России репутация жесткого и упертого человека, мы видим очень многие вещи одинаково, и нам не без труда, но удалось найти баланс.

То есть вот эти три куратора из разных регионов, но вы — центр?

Мы уже, по сути, построили выставку. Это будет шесть больших тем: «среда обитания человека», «коммерческая реклама и пропаганда», «масс-медиа», включая «селебритис», «идеология и религия», «секс и общество» и «история искусств». В рамках тем художники будут все вместе. Мы планируем показать 250–300 работ и примерно по 20 художников из России, Америки и Британии, Китая. Это большой вызов и для российских художников, и для меня как организатора. По-моему, впервые в истории российские художники будут рядом на одной площадке в 3,5 тыс. м2 с такими звездами, как Синди Шерман, Джефф Кунс, Зенг Фанзи и многие другие. К тому же в ноябре 2015 года откроется выставка в Тейт Модерн World Goes Pop (Мир идет в поп), так что эти выставки будут неизбежно сравнивать, поэтому это такой вызов — сделать лучше и интереснее, чем ведущий мировой музей Тейт Модерн.

Вы коллекционер. В этих выставках, наверное, задействуете свою коллекцию?

Нет, это не обязательно. Знаете, у меня что-то есть от бизнеса, что-то от научной сферы и такой подход, когда вы смотрите на задачу как на проект, где есть какая-то цель. Я нашел место, где можно вписать в контекст глобального арт-мира эту историю  российскую, украинскую и не только, потому что важно быть вместе, по отдельности очень сложно.

Вы человек с научной степенью. А что у вас за специализация была?

У меня образование экономиста-математика, я окончил Московский государственный университет в 1984 году. Потом работал семь лет в Институте экономики и международных отношений, занимался современными экономическими моделями. И писал диссертацию о финансовых рынках США; это был 1989 год. В частности, о рынке государственных облигаций США. Когда этот процесс начался в России, в 1991-м, я готовил очень много бумаг для Министерства финансов. Но уже с 1992 года я академическую карьеру закончил и ушел. Но семь-восемь лет работы, где все должно быть точно, логично, четко, сильно потом сказались на бизнесе и сейчас в искусстве.

Вот вы, экономист и математик, как считаете, применимы ли к художественному рынку какие-то модели, можно ли что-то просчитать?

Я достаточно скептически отношусь к построению моделей арт-рынка. Интересно, что вообще происходит с моделями финансовых рынков. До середины 2000-х была понятная и стройная финансовая теория. Но я слышу не только от руководителей банков, но и от западных ученых-экономистов, что мы находимся в переходном периоде и старые модели финансовых рынков перестают работать. И это выражается в безумной волатильности на рынке капитала, новом распределении риска между секторами и участниками рынка, изменении оценок стоимости активов и так далее... Поэтому сейчас в банках нет твердого взгляда, как себя вести, — а эти люди управляют триллионами долларов. Представьте себе, что и как при этом можно говорить о рынке искусства! Я считаю, что спрос на лучших из лучших и самых дорогих из лучших колоссально возрос за последние годы, так как возник избыток свободных денег у тех людей, которые обычно их направляли в фонды прямых инвестиций.

Объясните?

Фонд прямых инвестиций в банке рассматривается как некие альтернативные инвестиции, и чек, чтобы туда войти, минимум $5–10 млн. Поскольку они сейчас не до конца понимают, куда вкладывать и во что, а у людей есть свободные $5–10 млн, то куда они их вложат? Поэтому наибольший рост идет на тех художников, которые стоят $5 млн и выше. А вот у художников, которые стоят меньше миллиона, вы не увидите такого бума. Русские туда не вписываются, потому что у них нет работ на $10 млн, нет такого престижа. Даже лучшие из лучших, наиболее известные, пока еще не вписываются. Те рекорды, которые были раньше, уже не помогают.

Вы рассказывали, что с подачи Анатолия Беккермана, известного дилера, начали коллекционировать с русского авангарда начала XX века, но дальше поняли, что это не ваш бюджет. Вы переключились на 1960-е отчасти по финансовым соображениям?

Финансовые соображения были все-таки не главные. Неважно, сколько у вас денег. Вот вы хотите потратить $100 млн, хотите сделать коллекцию русского авангарда. Вы не сможете этого сделать, потому что: а) его нет; б) если он есть на рынке, то это авангард второго уровня по сравнению с музейным. Вы купите несколько работ: две с топовыми именами, три со вторыми именами. Сделаете коллекцию из 10–15 работ, она будет вам приятна, но это будет вторично, а может, третично по сравнению с музеями. Поэтому амбиция создать лучшую частную коллекцию русского авангарда, может быть, потребует $200–300 млн, а возможно, и больше. Да такая частная коллекция существует, и она совершенно замечательная, а ее обладатель — известнейший российский банкир — в хорошем смысле одержимый человек, и повторить то, что он сделал, невозможно, да и не нужно.

А в сфере послевоенного искусства у вас есть примерный бюджет? Вы можете собрать суперколлекцию за столько-то? Сколько такая коллекция может стоить?

Сейчас начать его покупать будет тоже сложно, потому что все меньше работ приходит на рынок. Ну сколько есть картин Олега Целкова 1960-х годов (а я считаю, что он в топ‑5 1960-х)? Я просто знаю, где все они находятся, и в лучшем случае одну-две вещи такого уровня могу купить, а остальные по музеям — часть здесь, часть здесь. Он мало сделал работ. Если говорить про Илью Кабакова, то его творчество так разошлось, что, если кто-то скажет, что у него самая лучшая коллекция Кабакова, я не поверю.

А вот, говорят, Роман Абрамович купил лучшую коллекцию Кабакова, и, по некоторым источникам, она обошлась ему в $60 млн.

Он купил очень хорошую коллекцию у Джона Стюарта. Там есть два выдающихся цикла, еще две первые работы, еще конец 1980-х годов. А теперь начинается интересное: если делать лучшую коллекцию Кабакова, нужно брать — непонятно где (да, есть каталог-резоне, но нужно этим заниматься, охотиться) — каждое десятилетие. Есть работы 1970-х годов, которых нет в этой коллекции. Много хороших вещей находится у Вячеслава Кантора, и он покупает сейчас еще. Поэтому все равно не будет лучшей коллекции в мире. Но если поставить задачу сделать образцовую коллекцию Кабакова, наверное, нужно выделить еще $40–50 млн.

То есть в целом коллекция Кабакова может стоить всего $100 млн?

Кабакова? Думаю, что нет, моя оценка — $20–25 млн. Я думаю, что это было выгодно. Ну бывает, люди говорят, что купили за $100 млн, чтобы показать значимость, чтобы другие работы продавались. А что такое $50 млн? Это две работы Герхарда Рихтера, он сейчас стал глобальным художником, которого хотят иметь в своей коллекции международные коллекционеры, и в этом смысле Кабаков из всех русских художников наиболее близок к такому статусу, но все-таки концептуальная основа его творчества привлекает интеллектуальную, а тем самым и ограниченную часть международного сообщества коллекционеров. Хотя его серии последних шести-семи лет — это и Коллажи, это и Темное и белое, это и Вертикальные картины, — помоему, просто выдающаяся живопись, через которую Илья говорит с гениальными художниками-предшественниками и будущими поколениями от своего имени, не скрываясь за вымышленными именами и образами. Я очень люблю то, что делали и делают Илья и Эмилия, и горжусь, что являюсь их современником и другом.

Я смотрю, вы склоняетесь к живописи. Вас этот формат больше привлекает для коллекции, чем инсталляции? Это все-таки тяжелый жанр для коллекционеров...

Это очень тяжелый жанр, чисто музейная история: они требуют пространства. Я считаю, что интересно иметь вещи какого-то художника, если это самая лучшая коллекция. Может быть, не самая большая, но самая лучшая. Потому что, когда ее представляешь людям, можешь объяснить, что это за худож- ник и почему. И они увидят, что это лучшие его работы, а не просто имя какого-то художника — это очень-очень важно. На самом деле уникальность 1960-х, 1970-х и 1980-х годов в том, что даже мне, относительно молодому коллекционеру, который занимается этим 10–12 лет, удалось собрать пять-шесть художников, и они являются лучшими.

Назовите, пожалуйста, их имена.

Пожалуйста. Это, условно говоря, 1960‑е годы, с которых все и стартовало. Это первые абстракционисты Владимир Немухин и Лидия Мастеркова, гениальный метафизик Дмитрий Плавинский, ярчайшие представители ретромодерна Оскар Рабин и Олег Целков, главный русский попартист из 1970-х Евгений Рухин и седьмой — Александр Косолапов, который уже вошел в мировые учебники вместе с Комаром и Меламидом как наиболее значительный художник соц-арта. Есть и некоторые другие, но я говорю о самых важных. Я добавлю в этот список лучший набор работ Эрика Булатова 1960-х годов. Всего Булатова нельзя собрать, он очень разбросан. Но это художник, которого я все время держу в фокусе внимания, как и ранние работы Олега Васильева.

Вы участвуете в аукционах, даже делали некоторые рекорды художников. У вас есть какойто моральный рубеж: «вот до такого момента я торгуюсь, а потом...» — или будете биться до упора?

Это понимание коллекционера, насколько ему работа нужна. Если есть работа, которая мне очень нужна, — всё. Я не купил такую только один раз, даже два раза. Просто на той стороне стоял человек еще более упертый. Мы покупали Булатова Входа нет на аукционе Phillips de Pury в 2008 году и подняли его в несколько раз: эстимейт был £180– 200 тыс., в итоге он ушел ему за £720 тыс. Мы 20 раз поднимали цену, и я все думал: «Ну кто же этот человек?» Решил, что дальше не пойду: £800 тыс. — это уже слишком, в первый раз в моей жизни было «слишком». Следом шли Комар и Меламид (картина Встреча Белля и Солженицына на даче у Ростроповича), там тоже пошла такая торговля... В итоге ушла за £650 тыс. Потом я вычислил, что это был за человек, у которого драйв был больше, чем у меня... Это знаменитая история с Шалвой Бреусом, моим приятелем: мы покупали, не зная, что бьемся друг против друга. Я позвонил ему после этого, мы, конечно, ужасно плевались и ругались.

Спасибо за приглашение на вечер, где вы вместе с женой у себя дома в Лондоне устраивали встречу с художником Семеном Файбисовичем. Было очень интересно, но меня удивило, что на вашем билете было написано «Совместно с галереей «Риджина». Обычно галереи отдельно, а коллекционеры отдельно. Московская галерея «Риджина» закрыла свой лондонский филиал, и получается, что вы свое пространство предоставляете как шоу-рум галереи, правильно я понимаю?

У меня нет и не было никаких коммерческих отношений ни с какими галереями, просто я хочу помочь художникам или галереям, когда у них тяжелый период. А Файбисович чуть ли не единственный художник из 1980–1990-х годов, кто легко считывается западным зрителем. А если получится, что какие-то продажи будут, — очень хорошо. Это один из важных людей, он много работает, и он в хорошем творческом тонусе.

Тот же Владимир Овчаренко, хозяин «Риджины», завел новый аукцион в Москве — Vladey, и вы поддержали его покупками.

Да, я что-то купил там, сам дал работы. Мне всегда нравилось, как работает Володя Овчаренко, мы часто общаемся на разные темы. Такая модель — совмещение галереи и аукционных торгов — сейчас совершенно нормальная практика. Аукционные дома Christie’s, Sotheby’s и MacDougall’s активно развивают частные продажи. Так галереи и аукционные дома идут навстречу друг другу, а покупателям искусства от этого только лучше.

Вы мыслите системно. В результате, в чем ваша главная задача в сфере искусства, чего бы вы хотели достичь? Понятно, что есть проект с Saatchi, но интересна ваша дальняя цель.

Я хочу, чтобы в мире вошло в сознание, культуру и учебники понятие «второй русский авангард». Что такое «первый русский авангард», все уже знают. Я понимаю, что это задача, которая требует не просто слов «а давайте называться «авангард». Нужно подготовить ситуацию, которая объединит этих послевоенных художников. В авангарде они же все были разные: конструктивисты, футуристы, супрематисты. В этом втором авангарде может быть и абстракционизм, и метафизическое искусство 1960-х, и соцарт 1970-х, и концептуализм 1980-х, и акционизм 1990‑х… Это именно та задача, которую я себе ставлю как суперамбициозную: чтобы российское искусство 1960–1980-х годов стало восприниматься в мире не как этническое политизированное искусство кучки подпольных художников, которые что-то мутили в свое время, но сейчас это мало кому интересно. Вот если бы в учебники современных арт-колледжей через десять лет вошел термин «второй русский авангард» рядом с новым искусством Китая (а с Китаем выгодно входить, потому что о нем все равно будут писать), то я бы сказал, что все затраты были не напрасны. Мир воспринимает историю перехода России и Китая от коммунизма к рыночной экономике как нечто похожее. Но место искусства в такой трансформации также должно быть схожим.

Я чувствую, что близок перелом ситуации с российским современным искусством на уровне профессуры и международного арт-сообщества, и надеюсь, что этот тренд будет усиливаться. Скажем, стипендия имени Олега Васильева, которую наша семья учредила в Йельской школе искусств по просьбе декана Роберта Сторра, направлена на финансирование пребывания в Йеле российских художников и кураторов, выступающих с семинарами и лекциями. В рамках программы поработали в Йеле Ольга Чернышева, Виктор Мизиано, Дмитрий Венков. На очереди Виталий Комар и Олег Кулик.

Еще один пример — это программа сотрудничества, организованная мной между ИПСИ (Институт проблем современного искусства в Москве. — TANR) Иосифа Бакштейна и Голдсмитской школой искусств, откуда вышел среди прочих Дэмиен Херст. В 2014 готовим совместные выставки студентов в Лондоне и Москве.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+