18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Почти $3 трлн будет потрачено на искусство в ближайшие десять лет

Так считает консалтинговая компания Deloitte, которая также предсказывает волатильность арт-рынка и необходимость улучшения его регуляции на основе самоуправления

Сверхбогатые покупатели к 2026 году потратят на искусство $2,7 трлн — так говорит пятый ежегодный отчет «Искусство и финансы» консалтинговой компании Deloitte, который был представлен 8 ноября на ее конференции в Милане. Отчет также поднял вопрос прозрачности и доверия на арт-рынке: 48% опрошенных коллекционеров считают, что это является главной проблемой. При этом исправлять ситуацию управляющие капиталами, коллекционеры и эксперты в сфере искусства предпочли бы собственными силами, а не в формате государственного вмешательства.

Авторы отчета, директор Deloitte в Люксембурге Адриано Пичинати ди Торчелло и управляющий директор исследовательской фирмы ArtTactic Андерс Петтерсон, наблюдают «увеличение доли искусства в сфере услуг для обеспеченных людей, а также активное взаимодействие между заинтересованными сторонами в том, что касается достижения большей прозрачности арт-рынка».

Помимо обзора мирового рынка, который показал значительный рост спроса на африканское искусство и снижение активности покупателей в Юго-Восточной Азии, отчет представил исследование «Искусство и управление частным капиталом». В этом году данные для него предоставили 69 частных банков, а также 155 арт-экспертов и 107 коллекционеров из разных стран. Дополнительная информация была получена с помощью аукционных домов, художественных фондов и трастов.

Исследование показало, что не только искусство все чаще рассматривается как инвестиция, но и обладание им считается престижным: 63% опрошенных коллекционеров признались, что главной причиной покупки предметов искусства стало желание повысить свой статус. Однако, в отличие от филантропов прошлых лет, только 5% респондентов готовы пожертвовать свои коллекции музеям, в то время как 67% намерены передать их по наследству.

Экономика рынка, где сделки совершаются преимущественно по устной договоренности, все еще представляет собой проблему. Такая особенность не позволяет банкам и кредитным организациям войти на этот рынок, притом что искусство все активнее рассматривается ими как класс активов. В исследовании отмечается, что 75% опрошенных управляющих капиталом критикуют недостаточную прозрачность арт-рынка, а 65% считают, что нерегулируемая природа рынка «остается главным препятствием». Несмотря на то что постепенно вводятся новые правила, препятствующие отмыванию денег, по-прежнему сохраняется проблема рисков, ликвидности и неадекватной оценки. Конфликты интересов при заключении сделок беспокоят 65% управляющих и 69% арт-экспертов. Вопросы аутентичности, провенанса и атрибуции досаждают всем, причем 83% управляющих и 81% арт-экспертов считают их основными рисками рынка.

Другой раздел отчета указывает на парадоксы арт-рынка 2017 года. Хотя в целом рынок чувствует себя хорошо и продажи на аукционах Christie’s, Sotheby’s и Phillips увеличились на $1,08 млрд по сравнению с тем же периодом прошлого года, в первом полугодии 2017 года уровень доверия участников рынка («индикатор доверия» у ArtTactic) снизился на 13,4%. Нервозность участников объясняется многими факторами — от геополитической нестабильности до использования аукционами финансовых гарантий с целью получения особо ценных лотов. Авторы отчета размышляют, «не начало ли это глобальных изменений на мировом рынке искусства», и задаются вопросом, «может ли волатильность арт-рынка увеличиться из-за того, что покупатели предметов искусства стали инвестировать в них и полагаться на короткие инвестиционные горизонты».

Ответ может зависеть от поведения сверхбогатой прослойки населения — тех, чей капитал превышает 30 млн; ожидается, что их количество возрастет на 43% за следующее десятилетие.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+