18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как осмысляют 100-летие Октябрьской революции в Болгарии

Яра Бубнова, директор Института современного искусства в Софии, рассказывает, почему ей было важно сделать выставку о революции

Что такое 100-летний юбилей Октябрьской революции в стране, которая все еще очень тяжело переживает 45 лет социализма, где его приход произошел вследствие интервенции иностранной армии, a в публичных музейных коллекциях нет примеров советского авангарда? Утопия революции и ее энергия сегодня далеки от современной культуры. Тема «революция в искусстве» звучит, скорее, архаично, как продолжение социалистической культурной политики. Любые разговоры о возможной выставке к юбилею сразу приводили к жестким возражениям против пропаганды социализма или России, к очередному выяснению отношений жертв и палачей, к необходимости уточнения современных «полей власти», к страху больших нарративов.

Так родилось название выставки в Институте современного искусства в Софии — «Великая и прóклятая Октябрьская революция (заметки об образе)», в котором главный смысл именно в скобках: как революция выглядит и существует ли образ деконструкции ее величия.

Очевидным символом Великой Октябрьской социалистической революции, известным уже на протяжении почти века, на выставке стал фильм «Октябрь» (1927–1928) Сергея Эйзенштейна и Григория Александрова, без перевода и субтитров. Фильм заказной, готовившийся к 10-й годовщине — в руках режиссера были огромные организационные возможности и денежные средства. И хваля, и критикуя результат, его современники отмечали, что картина превратила почти случайный государственный переворот в народную революцию, забетонировав ее величие как несомненное и непоколебимое. И до сих пор в некоторых «источниках» можно найти упоминания о массовом штурме Зимнего дворца «по Эйзенштейну». Несмотря на все политические трудности и цензуру, к которым пришлось приспосабливаться его авторам, «Октябрь» — вдохновенная пропаганда в полную мощь.

В фильме подобранные на улицах типажи становятся портретами: революцию осуществляют хорошие и добрые обычные люди, доведенные до крайности и превратившиеся во взявшие власть в свои руки народные массы. Как противопоставление образу побеждающих масс в выставку включены скачанные с YouTube фрагменты акции памяти жертв политических репрессий «Возвращение имен», которую проводит Международное правозащитное общество «Мемориал» каждое 29 октября у Соловецкого камня в Москве уже десять лет. Эта комбинация отдельных частных съемок полностью переведена — сотни имен, дат, профессий, чтобы местные зрители смогли не просто осознать масштаб репрессий, но и попытаться представить их через призму простых людей с часто совсем незначительными социальными ролями… В этом основная антиномия выставки: победившие народные массы и отдельные индивиды.

В фильме Эйзенштейна есть кадры с памятником Александру III, который разбивают на части, но потом он собирается как страшный магический контрреволюционный идол. В диалог с этим эпизодом вступает видео Деймантаса Наркявичюса «Однажды в ХХ веке» (2004), где, используя телевизионные кадры, художник показывает, как демонтируют памятник Ленину на фоне толпы радостных зевак, а потом, с помощью обратного монтажа, статуя встает на свое место, но радостные эмоции «фона» не меняются.

Сейчас разрушение и демонтаж памятников в надежде переписать историю стали общим местом во всем мире. Ленинопад у Магды Тотовой в «Ленине и девушке» (2003) — это эротическая сатира. Художница переводит любовный язык пропаганды в откровенные поцелуи взасос с неоднократно перекрашенной гипсовой головой вождя революции. И хотя не только люди давно мертвы, но и памятников уже нет, оказывается, мы все еще узнаем их лица только по фрагментам усов и бород в мрачном мелькании посмертных масок социалистических героев, от полководцев до поэтов, из которого состоит фильм Анны Артакер «48 голов из музея Меркурова» (2009) (Сергей Меркуров — один из главных официальных советских скульпторов).

Частым оправданием революции, пожирающей своих детей, оказывается послереволюционное искусство. Весной этого года на страницах британской газеты Guardian, посвященных одной из больших юбилейных выставок, искусство революции было названо «жестокой пропагандой». Но Теодор Ушев (номинант на «Оскар-2017» за лучший короткометражный анимационный фильм «Слепая Вайша») в показанном на выставке в Софии фильме Tower Bahwer (2006) успевает, хотя и в декоративном ключе, вернуть конструктивизму и революции художественной формы победную энергию. И по логике выставки, в утопию и революции и искусства сумела ненадолго погрузиться группа IRWIN с московскими друзьями, расстелив «Черный квадрат на Красной площади» в 1992 году.

Революционные утопии разных времен и народов предполагают равенство. Но в двух версиях видео Елены Ковылиной с этим словом в названии (2007 и 2014) равенство — привлекательная своей иллюзией человечности искусственная конструкция, одновременно устрашающая этатистским масштабом и барочным величием. Видеопроект «Строители» (2005) группы «Что делать?» в духе тихой оппозиции предлагает равенство в рамках коллективного авторства.

Формируют ли документы, списки репрессированных, мемориалы, демонтаж памятников образ дегероизации революции? Судя по реакции критики, заподозрившей выставку в «новой пропаганде» и «обслуживании сегодняшней власти в Кремле», нет. Вероятно, еще «надо работать» над этим, господа и товарищи.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+