18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Музей имени Рублева поменяет постоянную экспозицию к своему 70-летию

№58
Материал из газеты

К церковному искусству подошли концептуально

Грядущее 70-летие Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева — повод не только для празднования, но и для большой заблаговременной работы. Необходимость преобразования экспозиции, существующей с 1990-х годов, давно очевидна для музейных специалистов. Нынешняя реорганизация предполагает ряд изменений, вплоть до новой концепции показа памятников.

Отечественное искусствоведение долгое время ограничивалось интересом к древностям XI–XVII столетий, не придавая особого значения более позднему периоду. Новая концепция расширяет хронологические рамки экспозиции, включая иконы начала XX века, выполненные в стилистике модерна. «Музей не может оставаться неизменным. Формирование коллекций, их изучение и репрезентация должны отвечать запросам времени, — убежден директор музея Михаил Миндлин. — Если посетитель видит, что экспозиция осталась такой же, как пару лет назад, вряд ли он захочет вернуться в музей еще через год».

Как расширить экспозицию, оставаясь в пределах прежней площади и подчиняясь невозможности что-либо изменять в ансамбле Спасо-Андроникова монастыря? Для решения задачи музей обратился к «Обледенению архитекторов» — известной московской группе архитекторов. Предложенный ими проект позволяет освоить даже небольшие не занятые раньше площади.

Прежнее плотное размещение икон повторяло композицию храмового интерьера, однако зачастую близкое соседство произведений различных стилей и школ затрудняло их восприятие. Что органично в храме, не всегда уместно в музее: каждый из памятников здесь требует самоценной подачи. Планируемая экспозиция иконописи будет сопровождаться показом редких образцов ювелирного искусства, церковного шитья, рукописной и старопечатной книги. Добавятся коллекции металлопластики, деревянной скульптуры, архитектурных деталей храмов, лицевого шитья.

Концепция предполагает ротацию экспонатов: они будут сменять друг друга, позволяя полнее продемонстрировать богатство собрания. Появится и пространство для «выставок одного шедевра», где, помимо собственных уникумов, могут быть показаны экспонаты из собраний музеев-парт­неров и частных коллекционеров. 

У каждого музея есть своя «Мона Лиза» — главный символ собрания. В данном случае это «Спас из Гавшинки», ярославская икона XIII века. По традиции она открывала экспозицию как древнейшая в музейной коллекции. Особую роль ей отводят и создатели новой экспозиции, которую можно будет увидеть уже в декабре. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+