18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Русское искусство на фоне мирового

№58
Материал из газеты

Директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова — о роли музея в продвижении русского искусства за рубежом

Вопрос о том, что такое национальный музей сегодня, станет в ноябре одной из тем для обсуждения участниками группы «Бизо» — сообществом руководителей наиболее авторитетных музеев мира. Третьяковская галерея представляет национальную художественную школу, но были времена, когда коллекция Павла Михайловича Третьякова демонстрировалась вместе с собраниями западноевропейского искусства его брата Сергея Михайловича Третьякова и знаменитого коллекционера Михаила Абрамовича Морозова. Публике представлялась общая картина современного искусства. Сегодня, чтобы понять, что такое русское мироощущение и мироосознание, ты должен прийти в Третьяковскую галерею. И не только в ее историческое здание в Лаврушинском переулке, но и на Крымский Вал, где показана наиболее полная в России панорама оте­чественного искусства ХХ века.

Многие годы я курировала масштабные выставки русского искусства за рубежом, видела реакцию зрителей на эти проекты. Одной из важнейших была выставка «Россия!» в 2005 году в Музее Гуггенхайма. Когда мы пытались вычленить что-то общее, что может объединять древнерусскую иконопись, живопись передвижников, работы художников русского авангарда и наших современников, возникла идея, что это общее — невероятная ответственность мастера, ощущение себя как некоего медиума между небом и землей, как проводника важнейших идей, которые должны быть выражены в совершенной форме, а также абсолютное внутреннее самоотречение, готовность ради достижения истины идти до конца, вплоть до саморазрушения, как, например, в работе Ильи Кабакова «Человек, который улетел в космос». До 2012 года в истории Музея Гуггенхайма та выставка оставалась самой популярной. Это демонстрировало, насколько наше искусство было интересным для зрителей, но в то же время успех косвенно свидетельствовал, что у западной публики нет сложившегося представления о русском изобразительном искусстве. За рубежом знают нашу литературу: Достоевского, Чехова, Толстого. А из искусства известен только авангард. Еще немного знают древнерусскую иконопись. Искусство XVIII, XIX и начала ХХ века известно совсем плохо. В постоянных экспозициях музеев встречаются лишь отдельные вещи, буквально единицы. Центр Помпиду, где хорошо представлен русский авангард, а с последнего времени и современное искусство, скорее, исключение, чем правило. Если русское искусство отсутствует в крупнейших зарубежных собраниях, то откуда может взяться знание о нем и откуда может появиться его высокая репутация?

Существует мощная панфранцузская концепция развития европейского искусства второй половины XIX — начала ХХ века. Она доминировала долгие годы. В последнее время картина изменилась, и теперь выставки показывают, сколь важными становятся школы, считавшиеся когда-то маргинальными: и немецкая, давшая невероятный взлет экспрессионизма, и скандинавские (достаточно вспомнить Эдварда Мунка, выставку которого мы планируем на 2019 год), и итальянский футуризм, и русский авангард. Сейчас есть понимание, что художественный процесс был тогда сложным, многогранным и чреватым открытиями, которые громко заявили о себе позднее. Это еще один повод обратить внимание на то, что в этих школах происходило в XIX столетии и как сформировался потенциал, приведший к взлету и развитию самых передовых художественных идей в нефранцузских школах в начале ХХ века. Важно поддержать этот интерес и постараться ситуацию изменить. В продвижении русского искусства за рубежом я вижу задачу Третьяковской галереи. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+