18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Москве началась реставрация дома Демидова в Елоховском проезде

№58, ноябрь 2017
№58
Материал из газеты

Реставраторы восстанавливают первоначальный облик здания, одного из немногих деревянных в столице, по найденным чертежам XIX века

Реставрация дома Демидова в Елоховском проезде. Фото: Тимур Аникеев
Реставрация дома Демидова в Елоховском проезде.
Фото: Тимур Аникеев

Подготовительный этап работ в доме Демидова стартовал во второй половине лета и уже фактически завершился: проведены архивные и натурные исследования, разработан проект реставрации с приспособлением. Теперь чудом уцелевшую постройку, памятник федерального значения, ждут основные реставрационные работы, которые позволят вернуть ее к жизни.

Деревянный одноэтажный дом с мезонином принадлежал секунд-майору Александру Львовичу Демидову, внуку знаменитого горнозаводчика и мецената Прокофия Демидова. В окраинном селе Елохове он в 1803 году купил участок земли и в следующие несколько лет выстроил небольшой усадебный дом. Пожар 1812 года не затронул эту часть города, и дом сохранился до наших дней как редчайший образец городской деревянной застройки допожарной Москвы. В XIX веке здание неоднократно меняло владельцев, а вместе с ними и внешний облик, в XX столетии пережило бытность общежитием, конторой, редакцией. С середины 2000-х заброшенное строение пустовало, в 2013-м в нем даже случился пожар, который, впрочем, как и его предшественник два века назад, серьезного урона не нанес. Дому пророчили скорую гибель, однако его решено было сохранить и вернуть в эксплуатацию.

Реставрация дома Демидова в Елоховском проезде. Фото: Тимур Аникеев
Реставрация дома Демидова в Елоховском проезде.
Фото: Тимур Аникеев

На вид дом Демидова ничем не примечателен. Он был обшит рядовым тесом в начале XX века, а позже и просто вагонкой; каменный цоколь обложили дешевой плиткой. Теперь Центр комплексного развития, который занимается реставрацией здания, раскрыл подлинный фасад и архитектурные формы. «Нами было проведено научно-архивное исследование, — рассказал генеральный директор компании Алексей Филиппов. — Мы нашли чертежи XIX века, представляющие первоначальный облик здания, а при раскрытии обшивки обнаружили и сам фасад, который подтвердил архивные сведения». Здание имело два контура обшивки, одну просто набили на другую. В 1831 году усадьбу купил генерал Алексей Петрович Ермолов, он-то и приказал изменить фасад, расширить окна, сделать центральные арочные ниши. Здание хорошо сохранило первоначальную объемно-пространственную композицию и внутреннюю планировку. Найдены и элементы декора интерьера, которые сейчас сняты и вывезены на реставрацию. Все это позволит восстановить постройку в том виде, в котором она была задумана. 

Реставрация дома Демидова в Елоховском проезде. Фото: Тимур Аникеев
Реставрация дома Демидова в Елоховском проезде.
Фото: Тимур Аникеев

Главное, что ждет дом Демидова на следующем этапе, — замена конструкций, пришедших в негодность. Работы по раскрытию фасадов и внутренних интерьеров показали, что доля сгнивших венцов и балок наката перекрытия значительна: слишком долго дом находился в запущенном состоянии. «Основная сложность реставрации, — пояснил Филиппов, — заключается в переборке отдельных венцов методом лифтинга без разбора основного здания. Дом ждет детальный ручной перебор, который займет не меньше полугода. Но к лету, мы надеемся, уже начнутся отделочные работы».

Дом Демидова обещают открыть в течение следующего года, здесь должно разместиться официальное представительство Пермского края. Можно сказать, зданию повезло: реставрация продлит его жизнь еще на несколько десятилетий, сохранив осколок погибшей в пожаре Москвы. Самые известные постройки того времени, такие как усадьба Арсеньевых на Большой Ордынке или усадьба Сытина в Сытинском переулке (была отреставрирована год назад), так или иначе поддерживаются в должном состоянии. В отличие от них, рядовые дома вызывают гораздо меньше интереса у органов охраны культурного наследия, хотя именно они и могут дать представление об облике города конца XVIII — начала XIX века. Подобных домов в столице единицы в буквальном смысле. Например, допожарный дом на Малой Ордынке или здание в Еропкинском переулке. Оба — такие же обшитые тесом и неприметные. Если бы реставрационные работы добрались и до них и стало бы понятно, что скрывается за поздней обшивкой, это, безусловно, расширило бы представления о старой Москве и обогатило облик города. 

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+