18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Екатеринбурге распахнулись «окна в Россию» XX века

В арт-галерее Ельцин Центра открылась выставка «Окна в Россию. Шедевры семи поколений» с живописью и графикой из собраний Третьяковской галереи, Института русского реалистического искусства и музеев Урала

Выставка в екатеринбургском Ельцин Центре — часть большого проекта «Окна в Россию. Шедевры семи поколений», который совместно с московскими и областными музеями реализует компания «Ингосстрах» в честь своего 70-летия. Всероссийский тур произведений искусства, объединенных темой «окна в мир», начался с Калининграда, продолжился в Нижнем Новгороде и Сочи — и вот добрался до Урала. После завершения выставки в Екатеринбурге экспозиция отправится в Красноярск и Владивосток.

В каждом новом городе состав выставки меняется, пополняясь вещами из областных музеев. На этот раз к работам из Государственной Третьяковской галереи и Института русского реалистического искусства (ИРРИ) присоединились картины из Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Нижнетагильского муниципального музея изобразительных искусств и Пермской художественной галереи. «Если в Нижнем Новгороде экспозиция была разбита по жанрам, то в Екатеринбурге сделан акцент на хронологию. Каждый зал — новое десятилетие, от революции до перестройки, и новый этап в направлении искусства, от традиций передвижников до гиперреализма», — объясняет Надежда Степанова, арт-директор ИРРИ.

Каждый раз меняется и дизайн экспозиции — за архитектурное решение отвечает бюро Project Eleven, которое для галереи Ельцин Центра придумало оформление, созвучное названию: в залы можно посмотреть через проемы в стене, напоминающие окна.

А вот неизменной остается тема. О ней на пресс-конференции рассказала сокуратор проекта, хранитель Третьяковской галереи Ольга Полянская: «Тема отсылает к классической метафоре окна в живописи, которая родилась еще в эпоху Ренессанса. Вместе с тем эта метафора подразумевает открытие мира и человека на всех этапах исторического развития».

Идиллические пейзажи мастеров Союза русских художников Игоря Грабаря и Петра Петровичева в первом зале сменяются послереволюционным искусством. Здесь можно увидеть графику Бориса Кустодиева «Пролетарии всех стран, объединяйтесь» с красными флагами на фоне фабрики, рядом — испуганного героя картины 1919 года «Тревога» Кузьмы Петрова-Водкина, глядящего на будущее из зашторенного окна. В Екатеринбург привезли картину Александра Лабаса «Едут» из собрания племянницы художника, Ольги Бескиной-Лабас, лично представившей работу на открытии.

Зал военного и послевоенного искусства включает, с одной стороны, блокадную графику ленинградцев Соломона Боима и Анны Остроумовой-Лебедевой, с другой — живопись московских художников Петра Оссовского и Андрея Горского. Экскурсоводы не устают рассказывать, что один из художников этого зала Алексей Сидоров принимал участие в подготовке живописи к эвакуации из Эрмитажа во время Великой Отечественной войны. Ведь, напоминают они, оттуда картины отправляли именно в Екатеринбург (в те годы Свердловск). К слову, куратор Уральской индустриальной биеннале, которая сейчас продолжается в Екатеринбурге на Уральском приборостроительном заводе, признается, что одна из его любимых работ — видео голландца Мелвина Моти как раз на эту тему. Оно показывает экскурсию по опустевшим залам Эрмитажа, во время которой экскурсовод рассказывает об эвакуированных картинах так, словно они все еще на своих местах.

Наконец, последний зал выставки отдан под работы художников «сурового стиля» и гиперреалистов. «Яркое утро» Таира Салахова играет на контрасте с мрачной по колориту «Пьющей» Андрея Васнецова. Висят рядом мрачноватые работы гиперреалистов Андрея Волкова и Александра Петрова — друзей, героев акции 1980 года «Двое в одном свитере», которых и здесь решили не разлучать.

Жителям Москвы и Петербурга увидеть проект «Окна России» в одном из региональных вариантов не удастся, но для них ИРРИ подготовил специальные проекты — мультимедиа-спектакли в сопровождении симфонического оркестра. Билеты на спектакли, один из которых состоится 16 ноября в московском Концертном зале им. Чайковского, а другой — 18 ноября в Михайловском театре в Санкт-Петербурге, будут разыгрываться. А вот билеты на екатеринбургскую выставку покупать не нужно: вход туда бесплатный. Главное — записаться еще и на мероприятия насыщенной образовательной программы, поскольку, если верить словам директора галереи Ильи Шипиловских, запись на треть из них уже закрыта, так как активные екатеринбуржцы забронировали все места.

Другие осенние выставки в Екатеринбурге, которые нельзя пропустить

  1. «„Ясновидцы грядущего“. Русский авангард 1910–1920-х годов». Екатеринбургский музей изобразительных искусств. До 14 января
  2. 4-я Уральская индустриальная биеннале: новая грамотность. До 12 ноября
  3. «Между усталостью: к новым формам жизни». В рамках параллельной программы Уральской индустриальной биеннале. Дворец культуры железнодорожников. До 10 ноября
  4. «В новый мир. Современная фотография Китая». Центр фотографии «Март». До 17 декабря
Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+