18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Бенинские бронзы будут возвращены в Нигерию

Европейские музеи обсуждают условия создания постоянной экспозиции африканских реликвий в Бенин-Сити — а это значит, что Нигерия может потребовать реституции вывезенного во время колониальных войн наследия

Несколько крупных музеев Европы, среди которых Британский музей, Всемирный музей в Вене, Государственные художественные собрания Дрездена и Национальный музей мировой культуры в Стокгольме, сообщили, что в следующем году встретятся в Нидерландах, чтобы окончательно обсудить возможности создания в Нигерии постоянной экспозиции из ценностей, вывезенных из королевства Бенин в конце XIX века. Учреждения, входящие в консорциум Benin Dialogue Group, надеются положить конец многолетнему спору о коллекции, состоящей примерно из 4 тыс. трофейных предметов из бронзы и слоновой кости, захваченных британской армией на территории современной Нигерии во время бенинской карательной экспедиции 1897 года.

Собрание, о котором идет речь, сегодня рассредоточено по музеям и частным коллекциям Европы и Северной Америки. Львиную долю ценностей поделили между собой Этнологический музей в Берлине и Британский музей. В марте этого года представители обоих музеев участвовали в конференции, организованной в Кембриджском университете. На встрече обсудили схемы фандрайзинга для обеспечения необходимых условий хранения и безопасности экспонатов в Бенин-Сити, а также законодательную базу, чтобы предотвратить возможные попытки их захвата в Нигерии. Нигерийское правительство должно предоставить гарантии того, что все предметы будут возвращены по истечении оговоренного срока. «Возможно, их вернут через три года», — сообщил Колин Ренфрю, представитель Института археологических исследований Макдональда и один из участников конференции. Следующее заседание комиссии Benin Dialogue Group состоится в 2018 году в Фольклорном музее в Лейдене и сосредоточится на более практических аспектах, таких как затраты на страховку и транспортировку экспонатов, а также меры безопасности в Бенин-Сити.

Начиная с 1960-х годов Нигерия неоднократно требовала реституции захваченных ценностей. Однако, как уточнил Ренфрю, в рамках проекта по созданию постоянной экспозиции в Бенин-Сити об их возврате никто не говорил. Не исключено, что такие предложения прозвучат позже.

Иная ситуация складывается вокруг музеев Франции, не входящих в Benin Dialogue Group, но где также хранятся африканские артефакты. Так, в 2016 году правительство Бенина официально потребовало вернуть на родину государственные реликвии — сокровища Гезо, Глеле и Беханзина, королей Дагомеи, правивших в XIX веке на территории современных Бенина и Того. Эти предметы были вывезены из страны, которая тогда была колонией, в 1892 году, после того как французская армия разграбила королевские дворцы Абомея в Бенине. В настоящее время часть этих ценностей хранится в Музее на набережной Бранли в Париже. В ответ на требования Бенина французские чиновники заявили, что реституция этих предметов невозможна: коллекция является «неотчуждаемой», как и все, что хранится в государственных музеях Франции.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+