18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Бразильские художники выступили против цензуры «высокомерных фундаменталистов»

Более тысячи художников и кураторов подписали документ, опубликованный продемократическим коллективом Pela Democracia («За демократию»)

На прошлой неделе группа бразильских художников и других специалистов, чья профессиональная деятельность связана с искусством, опубликовала открытое письмо, в котором осудила «распространение ненависти, нетерпимости и ограничение свободы выражения в искусстве и образовании» в стране. С тех пор его успели подписать более тысячи человек. По словам инициаторов открытого письма, «воинствующие правые, некоторые сегменты неопятидесятнических церквей, некоторые политики, члены правительства, представители бюрократического аппарата, полиция и прокуратура объединяют силы в борьбе против деятельности художников и институций. Они подвергают цензуре выставки, не дают покоя посетителям и работникам музеев, используют социальные сети, чтобы унижать и оскорблять людей, чье мнение не совпадает с их собственным».

В письме говорится о ряде событий, произошедших за последний год, в том числе о закрытии посвященной квир-искусству выставки в культурном центре Santander в Порту-Алегри, где были представлены работы таких художников, как Лижья Кларк и Адриана Варежьян, а также об отмене перформанса Вагнера Шварца в Музее современного искусства Сан-Паулу (МАМ). Перформанс включал демонстрацию обнаженного тела художника, руки и ноги которого трогал ребенок. Представители консервативных сил обвинили обе выставки в пропаганде порнографии и педофилии.

«В своем высокомерии эти фундаменталисты уклоняются от более внимательного анализа произведений и занимаются исключительно выискиванием непристойностей, фривольностей, порнографии и ереси. В этом нет никакого интеллектуального спора, нет вопросов, только насилие и нетерпимость», — говорится в письме.

По словам авторов письма, подобная реакция консервативных групп вписывается в более общую общественно-политическую тенденцию, зародившуюся в 2010 году в ответ на внедрение Национального плана продвижения прав человека, в задачи которого входит усиленная защита прав женщин и представителей ЛГБТ-сообщества. Позиции правых сил в стране укрепились в ходе их противостояния с Дилмой Русеф, отстраненной от должности президента после импичмента в 2016 году. «День за днем они ограничивают права личности, гражданские и социальные права в Бразилии, усложняя условия работы, ставя под угрозу свободу обучения в школах, защиту окружающей среды, однополые союзы и т.д.», — утверждается в письме.

Авторы письма обращаются с призывом «ко всем демократическим силам противостоять посягательствам на свободы и [недавние] социальные завоевания — на улицах, в законодательных органах, в судах; используя все доступные средства информационного взаимодействия». На заседании Национального конгресса Бразилии 19 октября это письмо было зачитано представителем Партии трудящихся, а на открытии выставки в Художественном музее Сан-Паулу, посвященной истории сексуальности в искусстве, — одним из художников. Под давлением со стороны консерваторов музей недавно был вынужден запретить вход на выставку посетителям младше 18 лет. В числе протестовавших против цензуры на открытии выставки был китайский художник Ай Вэйвэй, приехавший на бразильскую премьеру своего документального фильма «Человеческий поток» в рамках кинофестиваля в Сан-Паулу.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+