18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Рейчел Уайтред: то же самое, но совсем другое

№57
Материал из газеты

Известный скульптор, чей успех начинался в 1990-е на выставках группы «Молодые британские художники» (YBA), представила свою ретроспективную выставку в Тейт Бритен

Галерея Тейт Бритен, открывшаяся в 1979 году, время от времени превращается в единое пространство, когда речь идет о большой выставке как сейчас, в связи с ретроспективой Рейчел Уайтред (р. 1963), скульптора, получившей широкую известность наряду с другими участниками группы «Молодые британские художники» (YBA) в начале ­1990-х. Это первый масштабный показ работ Уайтред, лауреата Премии Тернера (1993) и обладательницы главной награды Венецианской биеннале (1997), охватывающий 30 лет ее творчества — от первых новаторских произведений 1980-х до самых свежих, прямо из мастерской. Уайтред с редким постоянством работает с одними и теми же образами и техниками — это слепки пустых помещений и бытовых предметов, сделанные из гипса, резины или смолы. 

Сама Уайтред говорит, что таким образом она «мумифицирует воздух» вокруг предметов, будь то маленькие объекты или крупные, как монументальная скульптура «Дом» (1993) из цемента, воспроизводящая предназначенное на слом здание в викторианском стиле (за эту работу она и получила Премию Тернера). 

Цель выставки в Тейт, по словам ее куратора Энн Галахер, — показать, «что в этом постоянстве и кажущейся монотонности тем и приемов содержится невероятное количество вариаций». Работы Уайтред не просто копии — они всегда несут следы человеческого присутствия, каждый раз рассказывают какую-либо историю, часто автобиографичную, как, например, работа «Поверхностное дыхание» (1988), слепок пространства под кроватью, на которой в детстве спала художница, или «Призрак» (1990) — комната, где она тогда жила. 

На выставке есть и фотографии самых известных ее работ. Это монументальная скульптура «Без названия» (2003), слепок комнаты в бывшем здании корпорации BBC, которой, возможно, вдохновлялся Джордж Оруэлл, когда описывал камеру пыток в своем романе «1984», и памятник жертвам холокоста «Безымянная библиотека» (2000) с отпечатками тысячи книг на Еврейской площади в Вене. «Какую бы ее работу вы ни взяли, камерную или монументальную, все они хранят следы присутствия человека. Несомненно, Рейчел Уайтред принадлежит к самым думающим художникам своего поколения, работающим с общественным пространством», — говорит Галахер.  

Тейт Бритен
Рейчел Уайтред. Ретроспектива
До 21 января 2018

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+