18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Гибридный арт проект Cosmodreams Марины Федоровой

Рейчел Уайтред: то же самое, но совсем другое

№57
Материал из газеты

Известный скульптор, чей успех начинался в 1990-е на выставках группы «Молодые британские художники» (YBA), представила свою ретроспективную выставку в Тейт Бритен

Галерея Тейт Бритен, открывшаяся в 1979 году, время от времени превращается в единое пространство, когда речь идет о большой выставке как сейчас, в связи с ретроспективой Рейчел Уайтред (р. 1963), скульптора, получившей широкую известность наряду с другими участниками группы «Молодые британские художники» (YBA) в начале ­1990-х. Это первый масштабный показ работ Уайтред, лауреата Премии Тернера (1993) и обладательницы главной награды Венецианской биеннале (1997), охватывающий 30 лет ее творчества — от первых новаторских произведений 1980-х до самых свежих, прямо из мастерской. Уайтред с редким постоянством работает с одними и теми же образами и техниками — это слепки пустых помещений и бытовых предметов, сделанные из гипса, резины или смолы. 

Сама Уайтред говорит, что таким образом она «мумифицирует воздух» вокруг предметов, будь то маленькие объекты или крупные, как монументальная скульптура «Дом» (1993) из цемента, воспроизводящая предназначенное на слом здание в викторианском стиле (за эту работу она и получила Премию Тернера). 

Цель выставки в Тейт, по словам ее куратора Энн Галахер, — показать, «что в этом постоянстве и кажущейся монотонности тем и приемов содержится невероятное количество вариаций». Работы Уайтред не просто копии — они всегда несут следы человеческого присутствия, каждый раз рассказывают какую-либо историю, часто автобиографичную, как, например, работа «Поверхностное дыхание» (1988), слепок пространства под кроватью, на которой в детстве спала художница, или «Призрак» (1990) — комната, где она тогда жила. 

На выставке есть и фотографии самых известных ее работ. Это монументальная скульптура «Без названия» (2003), слепок комнаты в бывшем здании корпорации BBC, которой, возможно, вдохновлялся Джордж Оруэлл, когда описывал камеру пыток в своем романе «1984», и памятник жертвам холокоста «Безымянная библиотека» (2000) с отпечатками тысячи книг на Еврейской площади в Вене. «Какую бы ее работу вы ни взяли, камерную или монументальную, все они хранят следы присутствия человека. Несомненно, Рейчел Уайтред принадлежит к самым думающим художникам своего поколения, работающим с общественным пространством», — говорит Галахер.  

Тейт Бритен
Рейчел Уайтред. Ретроспектива
До 21 января 2018

Самое читаемое:
1
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
2
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
5
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+