18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Павильон Александра Бродского появился за 101-м км — в Лондоне

Проект к 100-летию революции «101-й километр. Далее — везде» архитектор создал совместно с «Пушкинским домом»

Выставка в павильоне Бродского стала в какой-то степени революционной для самого «Пушкинского дома»: это первый подобный опыт лондонского некоммерческого культурного центра, существующего с 1950-х годов. За основу концепции взяли «101-й километр» — неофициальное название действовавшего в СССР запрета жить ближе, чем на расстоянии 100 км от крупных городов, для осужденных по определенным статьям граждан, среди которых нередко оказывались диссиденты, поэты, писатели и другие деятели культуры.

Павильон Александра Бродского, лауреата Премии Кандинского и «Инновации», неоднократного участника Архитектурной биеннале в Венеции, внешне напоминает приподнятый над землей вагон, дверь в который, по словам архитектора, найти не так просто. Внутри по стенам развешаны стихотворения поэтов XX века — эмигрировавших из России сразу после революции, как Владислав Ходасевич, репрессированных, как Осип Мандельштам и Даниил Хармс, или же покинувших страну в 1970-х, как Иосиф Бродский. С некоторыми авторами «Пушкинский дом» связывают и персональные отношения. Например, в 1965 году здесь читала свои стихотворения Анна Ахматова, тоже представленная в вагоне. Произведения на стенах сопровождает видеоинсталляция — съемка из движущегося поезда со звуковым рядом: грохотом колес, гулом. Выставка в павильоне продолжается проектом в «Пушкинском доме», там показывают редкие издания, самиздат и тамиздат (запрещенные произведения, изданные за рубежом), а также журналы, в которых авторы, представленные в павильоне, печатались в первый раз.

По словам куратора Маркуса Лахтеенмаки, в этом году многие институции в Лондоне делают мероприятия, посвященные русской революции, русской культуре, а «тема павильона глубоко связана с историей „Пушкинского дома“». Он построен в небольшом парке рядом с «Пушкинским домом», который находится на площади Блумсбери, выставка вошла в программу ежегодного фестиваля искусств Bloomsbury Festival.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+