18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Тайная любовь Родена к скульптурам Парфенона стала явной

Выставка Британского музея будет посвящена одержимости французского скульптора древнегреческими формами

Любовь Огюста Родена, величайшего скульптора рубежа XIX–XX веков, к скульптурам Парфенона стала главной темой большой выставки, которая откроется в апреле следующего года в Британском музее. В экспозиции участвует около 100 работ французского художника, которые будут представлены рядом с 12 античными статуями из коллекции музея.

Молодой Роден, как и большинство студентов-художников того времени, рисовал со слепков и копировал реплики скульптур Парфенона в Париже в 1860-х годах. Несколько его ранних набросков можно будет увидеть на выставке. Впервые художник посетил Лондон в 1881 году, и коллекция Британского музея стала для него откровением. В 1902 году он признавался: «Я стал завсегдатаем Британского музея». Роден бывал в Лондоне полтора десятка раз и в каждый приезд рисовал в музее. Теперь куратор Ян Дженкинс хочет, чтобы посетители «взглянули на скульптуры Парфенона глазами Родена».

Новая выставка разместится в зале Сейнсбери, более десятка скульптур Парфенона (438–432 гг. до н. э.) перевезут сюда из галереи Дувен, где они обычно находятся. До этого они сдвигались с места всего два раза: мраморная фигура речного бога Илиссоса с западного фронтона побывала в Эрмитаже в Санкт-Петербурге в 2014 году и еще шесть изваяний приняли участие в выставке Британского музея «Определение красоты. Тело в древнегреческом искусстве» в 2015 году. Отчасти это ограничение в перемещениях связано с тем, что Греция продолжает требовать возвращения мраморов, вывезенных в Британию в начале XIX века.

Сколько конкретно скульптур Парфенона будет включено в выставку, уточнят в начале следующего года: это напрямую зависит от работ Родена, выбранных для экспозиции. Британский музей надеется получить все 13 сохранившихся роденовских эскизов, которые ныне хранятся в музее художника в Париже. Многие из них — рисунки, сделанные на скорую руку, например, на листке из блокнота отеля, где останавливался скульптор, — Thackeray на Грейт-Расселл-стрит, через дорогу от Британского музея.

Наряду с рисунками в выставку войдет около 80 скульптур Родена, в том числе версии многих его самых важных работ. Большинство предоставит Музей Родена, еще несколько готовы одолжить другие коллекции.

Роден никогда не делал прямых копий скульптур Парфенона, он искал в них вдохновения. Например, его знаменитый «Поцелуй» (1882), изображающий слившуюся в объятиях пару, был создан под влиянием изображения двух женских божеств, первоначально находившегося на восточном фронтоне Парфенона. У Родена была фотография этой пары, сделанная в 1880-х годах. Британский музей надеется выписать из Парижа гипсовую версию «Поцелуя». А также хочет получить композицию «Граждане Кале» (1908) из садов башни Виктории в Вестминстере. Скульптура будет показана вместе с фрагментами «Панафинейской процессии» с южного фриза Парфенона.

По словам сокуратора выставки Селесты Фардж, Родену нравились поврежденные, лишившиеся рук или ног греческие статуи. Они «обладали такой силой экспрессии, которую он пытался выразить в своем собственном творчестве».

Роден никогда не был в Греции, поэтому так и не увидел половину скульптур, которые остались в Афинах и в то время еще украшали Парфенон. А если бы поехал, то не смог бы разглядеть высоко на фронтоне храма те самые детали, которые так вдохновили его в Лондоне (в ХХ веке скульптуры сняли со здания для сохранности, и теперь они находятся в Музее Акрополя). Но почему, одержимый классическим искусством, он так никогда и не съездил в Афины? Дженкинс считает, что у Родена было свое видение и представление о Древней Греции и он «предпочитал эти мечты реальности».


Британский музей
Роден и Британский музей
26 апреля 2018 – 29 июля 2018

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+