18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

О чем плясала Смерть

№57
Материал из газеты

Цикл ксилографий Ганса Гольбейна Младшего "Пляска Смерти" заново интерпретирован в контексте Реформации

Издательство Penguin нужно поздравить с выпуском этой книги в серии «Классика»: произведения Ганса Гольбейна Младшего и есть подлинная классика. Для четкости 41 ксилография из цикла «Пляска Смерти» воспроизведена размером вдвое больше оригинального, словно приглашая провести их пристальное исследование с помощью комментариев Улинки Раблэк.

История сюжета «Пляски Смерти», столь искусно повторенного Гольбейном, начинается с его первого появления на стенах кладбища Невинных в Париже ровно столетием ранее, в 1424–1425 годах, а развитие связано с темой memento mori в искусстве и обстоятельствами, в которых молодой Гольбейн очутился в начале 1520-х в Базеле. Среди источников, оказавших влияние на художника, с одной стороны, швейцарские танцы того времени, такие как на картине, написанной в Берне Никлаусом Мануэлем Дойчем (1517–1519), с другой — иллюминированный французский часослов (примерно 1520), откуда Гольбейн взял сюжет для предпоследней гравюры «Смерть и Пахарь».

За пятью первыми гравюрами на библейские сюжеты следует вездесущая «Пляска Скелета», призывающая к себе людей из всех слоев общества. Здесь мы видим Старика, буквально стоящего «одной ногой в могиле», — но почему на другой гравюре рядом с Графом в тот момент, когда его призывает Смерть, на земле лежит молотило? В комментарии справедливо указывается на надвигающуюся Крестьянскую войну в Германии (1525) и вызванные Реформацией волнения в Швейцарии. Черепа и песочные часы — символы смерти — словно рассыпаны по гравюрам.

Пристально изучая иллюстрации Гольбейна, Раблэк находит в них многочисленные обличения коррупции, царившей при дворах сильных мира сего, с полным основанием отмечая, что «на некоторых гравюрах… он явно подхватывает язык протестантской критики» и обнаруживает «четкую связь с пропагандой лютеранства». Комментатор предлагает серьезное и глубокое прочтение иконографии серии, которое не обходится без подлинных научных открытий.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+