18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Русская деревня пришла в бывший Музей Ленина

Основная выставка Красноярской музейной биеннале «Мир и Мiръ» показывает, как банк семян и половик могут вдохновить художников из разных стран на проекты о русской деревне

Красноярская музейная биеннале — одна из старейших в России. Появилась она в 1995 году для обмена опытом исключительно между профессиональными музейщиками, но теперь занимается только художественными проектами. Основная выставка «Мир и Мiръ» по уже давней традиции разместилась в музейном центре «Площадь Мира» — последнем из построенных в СССР музее Ленина, который сейчас специализируется на современном искусстве. В этом году над основным проектом работала большая команда кураторов под руководством атташе по культуре посольства Австрии в России и директора Австрийского культурного форума Симона Мраза, который предложил в главной выставке биеннале исследовать русскую деревню.

Несмотря на то что экспозиция «Мир и Мiръ» приурочена к юбилею революции, с событиями 100-летней давности, за исключением места проведения, ее мало что связывает: ретроспективных произведений в основном проекте биеннале немного. Это, например, совместная работа Сергея Кищенко и группы Resanita «Журнал наблюдений» — многоэтапное исследование, посвященное драматической судьбе ботаника Николая Вавилова и знаменитому банку семян, который он создал. В основном же работы, говорящие о прошлом, делают это скорее в ностальгическом, чем в историческом ключе, как Леонид Тишков в «Ветхих флагах моей светлой родины», где вновь обращается к теме личной памяти. Домотканый половик-дорожку, который мама художника сделала из старой одежды, он превращает в знамя, а знакомый всем круглый коврик из ветоши воспроизводит в неоновых трубках. Семейную историю с историей глобальной связывает Александра Аникина в своем «Информационном поле» — видеоинсталляции, в которой построенный прадедушкой художницы дом становится отправной точкой в исследовании отражения исторических событий в медиа и коллективной памяти.

Есть на выставке и практически документальные проекты о современной деревне, причем, несмотря на заявленную тему, не только российской. Художница Элизабет Шимана совместно с Маркусом Зайдлем в 2000 году провела эксперимент в австрийской деревне, предоставив ее жителям возможность целую неделю ничего не делать, результатом стали фотоснимки и видео с небольшими интервью о непривычном опыте. Отечественная деревенская молодежь в серии фотографий Арнольда Вебера ищет просветления в сельпо или на сеновале, а герои Елены Чернышовой, которая снимала деревню староверов, просветление уже, кажется, нашли.

Ряд проектов появился специально для биеннале в результате настоящих художественных экспедиций. Дуэт австрийских художников Hanakam&Schuller посетил якутскую деревню, чтобы снять очень эстетичное видео, сочетающее реальность в лице известной местной музыкальной исполнительницы и вымышленные элементы — привнесенные художниками объекты. Не менее красивый лирический проект представил Илья Долгов, посетивший заброшенную деревню в поисках растений, продолжающих жить в месте, которое люди давно покинули. В общее настроение выставки отлично вписалась меланхоличная совместная работа Бориса Матросова и Александры Паперно «Гороховое поле». Длинный забор с вырезанной надписью «скупой русский пейзаж», сквозь который проглядывают полотна с расплывчатыми пятнами и узнаваемым узором для ткани «в горох», — один из самых запоминающихся и универсальных образов деревни прошлого и настоящего.

Музейный центр «Площадь Мира»
12-я Красноярская музейная биеннале
До 28 февраля 2018 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
7
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
Показы фильмов об искусстве, дискуссии с экспертами и тематические лекции пройдут в Центре визуальной культуры Béton в рамках The Art Film Festival
17.10.2025
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+