18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Антиквариат, ретро и винтаж в одном пространстве

43-й Российский антикварный салон пройдет в Центральном доме художника с 14 по 22 октября. Тема специального проекта на этот раз — «Серебряный век в русской иконописи»

Несмотря на неопределенность ситуации вокруг ЦДХ (здание является частью имущества Международной конфедерации союзов художников, которая находится в стадии ликвидации) и трудности, возникавшие у участников антикварной ярмарки в прошлом году, Российский антикварный салон этой осенью пройдет в обычном режиме и по расписанию. Правда, количество галерей-участниц несколько сократилось: их будет около 180 против привычных 250 и более, — зато география по-прежнему весьма обширна: помимо москвичей и петербуржцев, в ярмарке примут участие галеристы из Иркутска, Краснодара, Перми, Саратова, Челябинска, Ярославля, а также из-за рубежа. Как всегда, разнообразным будет и ассортимент ярмарки. Живопись старых мастеров можно будет найти по соседству с восточной бронзой, фарфор (русский дореволюционный, западноевропейский и советский) — неподалеку от памятников иконописи, а всевозможные предметы мебели окажутся рядом с экспозицией русской живописи и графики музейного уровня. Не обойдется и без ювелирных изделий, традиционно пользующихся популярностью у посетителей (и покупателей) ярмарки. На этот раз наряду с антиквариатом на Антикварном салоне будут представлены винтажные изделия и ретропредметы — по крайней мере в списке участников сразу пять галерей со словом «винтаж» в названии («Винтаж бижу», «Винтажная изюминка», «Винтажные и антикварные сумочки», «Винтажные раритеты», «Окно в винтаж») и один участник под названием «Ретро мотив». Чтобы не запутаться, стоит на всякий случай вспомнить определение этих терминов: антиквариат — это старинные и редкие художественные произведения старше 50 лет; винтаж — это прежде всего одежда, но в широком смысле любые предметы обихода ХХ века, которые были знаковыми (и невероятно модными) в свое время; а вот ретро — любой вышедший из употребления предмет старше десяти лет.

Увеличение числа галерей, ориентированных не столько на коллекционеров, сколько на любителей старины, и некоторый отток постоянных участников салонов прошлых лет связаны и с положением дел на российском арт-рынке, и с проблемами самого Российского антикварного салона. В прошлом году галеристы жаловались на отсутствие покупателей и низкую посещаемость в целом, а организаторы ярмарки связывали это с тем, что припарковаться у ЦДХ после реконструкции Крымской набережной и благоустройства всей прилегающей территории стало практически невозможно. Кстати, на этот раз бессменный организатор Антикварного салона компания «Экспо-парк» заключила договор о партнерстве с «МСК Такси», так что с 13 по 22 октября для поездок в ЦДХ и оттуда будут действовать специальные тарифы по промокоду «Антикварный салон». На сайте салона также призывают приезжать на ярмарку на машинах с личным водителем, такси или пользоваться общественным транспортом.

Из старожилов Российского антикварного салона в этот раз принимают участие галереи «Веллум», «Евразия», «Петербургский антиквар», «Русская усадьба», «Элизиум» (кстати, все они были удостоены дипломов за высокий уровень экспонатов в прошлом году), а также «Акант», «Бельведер», «Восточная галерея», «Коносьер», «Русские сезоны» и другие. Многие участники подготовили тематические экспозиции: галерея «Наше наследие» представит работы художников Парижской школы Александра Альтмана, Константина Вещилова, Георгия Лапшина и Георгия Пожедаева; «АА-АмпирАнтик» покажет коллекцию художественного стекла ар-деко; фарфор и бронзу из Японии и Китая можно будет найти на стенде галереи «Евразия»; а самобытному стилю русского модерна посвящена экспозиция на стенде арт-центра «Алексеевское подворье». Михаил Суслов и его «Петербургский антиквар» привезут в Москву не только первоклассную живопись, но и уникальный мебельный гарнитур первой половины XIX века из коллекции сестры Наполеона и супруги великого герцога Тосканы Феликса Паскаля Бачокки Анны Марии Бонапарте, более известной как Элиза. Любовь Агафонова (галерея «Веллум») покажет несколько ранних работ Анатолия Зверева, а также произведения Александра Осмеркина и Владимира Лебедева. Из зарубежных участников стоит отметить швейцарский аукционный дом Koller, который привезет составленную специально для российских коллекционеров подборку европейских картин XV–XX веков, предназначенных для частных продаж. В частности, обещают большого живописного Сальвадора Дали — его трансформацию картины художника XVI века Матиаса Герунга, выполненную в 1974 году. Будут на Антикварном салоне и обязательные кунштюки. Например, самая маленькая картина русского художника Юлия Клевера-старшего размером всего 4х8 см в галерее «Бюро искусств». Наверняка заметить ее на стенде среди полотен Ивана Шишкина, Исаака Левитана и других отечественных классиков XIX–XX веков будет непросто.

Что касается традиционной некоммерческой части, то на этот раз организаторы предлагают посмотреть специальную экспозицию, посвященную русской иконе Серебряного века. Выставка подготовлена Наталией Комашко, ученым секретарем Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и автором каталога икон выставки «Художественные сокровища России». В начале ХХ века наряду с литературой, философской мыслью и живописью необычайный расцвет переживало и искусство иконописи. Религиозные образы того времени несут заметный отпечаток стиля модерн, ярко заявившего о себе в церковной живописи Виктора Васнецова и Михаила Нестерова еще в 1880-е годы. Однако иконописцы нового направления в целом стремились избегать живописных приемов, свойственных этим художникам, предпочитая традиционные темперную технику и условный художественный язык. В рамках специального проекта 43-го Антикварного салона будут представлены наиболее интересные произведения русской иконописи Серебряного века из частных собраний. Особого внимания среди них заслуживают подписные работы ведущих иконописцев-новаторов начала прошлого столетия Николая Емельянова и Алексея Вашурова. Также будут экспонироваться работы других интересных, находившихся в постоянном поиске новых форм мастеров, таких как Яков Богатенко. В декоративном искусстве начала XX века этапным было творчество Сергея Вашкова — главного художника московского товарищества «П.И.Оловянишникова сыновья», специализировавшегося на производстве киотов и окладов для икон.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+