18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Советское искусство без ярлыков

Выставка собрания Романа Бабичева в Московском музее современного искусства на Петровке показывает альтернативную историю русского искусства ХХ века

Над выставкой «Модернизм без манифеста», составленной из собрания Романа Бабичева, работала большая группа кураторов: Ольга Давыдова, Валентин Дьяконов, Надежда Плунгян, Александра Селиванова — и сам коллекционер. Авторы выставки в сопроводительных текстах говорят о желании разрушить стереотипы о русском искусстве ХХ века, отказаться от деления художников на представителей авангарда и «отсталых», мастеров первого, второго и третьего ряда. Экспозиция охватит огромный период в истории русского искусства — от начала ХХ века до 1980-х годов. В то же время здесь нет конфликта эпохи модерна и авангарда, противопоставления реалистов и формалистов. Наоборот, на материале собрания Бабичева будет продемонстрирована преемственность идей, художественных приемов и творческих методов на протяжении всего столетия. Главная идея выставки — показать разнообразие «модернизмов» советского времени, а также проследить развитие тенденций начала ХХ века в эпоху социалистического реализма. Само ее название намекает на ту специфическую культурно-политическую ситуацию, которая возникла в СССР после 1932 года, когда были запрещены все творческие объединения, но поставангардные сообщества художников все же продолжали существовать, выражая свои идеи уже не в слове, а лишь посредством живописи.

На выставке представлено более 200 произведений: живопись, рисунки и акварели, а также скульптура и архитектурная графика. Экспозиция отталкивается от произведений мирискусников и русских импрессионистов начала ХХ века, затем будут представлены работы московских «сезаннистов» Аристарха Лентулова, Роберта Фалька и многих других. Но далее зрителя уводят от магистральной линии в истории русской живописи. Зато можно проследить попытки вчерашних авангардистов, теперь заклейменных формалистами, освоить тематическую картину на сюжеты нового советского быта и труда, поиски нового пролетарского типажа, а также рассмотреть лирические пейзажи художников ленинградской школы, например Александра Ведерникова. Есть на выставке и произведения мастеров «сурового стиля», написанные вне официального заказа, а также метафизические натюрморты Дмитрия Краснопевцева и Андрея Васнецова.

Московский музей современного искусства
Модернизм без манифеста
25 сентября – 5 января

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+