18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Семейное дело Веры Вильковиской

Специально для TANR художественный критик Ольга Кабанова рассказала о больших и маленьких ролях, которые художники и их семьи могут играть в истории искусства

Искусство вечно — но не произведения: картины уходят в небытие, краски лупятся, холст рвется. Кроме тех, что хранятся в музеях и важных частных коллекциях. Но и они переполнены. Честно сказать, на выставках, где показывают давно забытого и вновь открытого художника, нередко думаешь: «Ну и забыли бы. И хорошо, что в будущее берут не всех. Всех мир не упомнит и не вместит». Но это идет вразрез с интеллектуальной модой: сейчас принято видеть историю искусства не как парад гениев, а как процесс (вот он-то и вечен). Как и в природе, там все взаимосвязаны, у малых и у великих — свои большие и маленькие роли в общем действе. Кроме того, музеи устали от скопления публики в одних и тех же залах и пытаются делать экспозиции, смешивая художников первого, второго, третьего ряда и даже «др.». Тогда ясно, что есть единая художественная среда и никто в ней не лишний.

Кроме истории искусства, есть и истории семейные, личные. В них длится другой процесс, где тоже все важны именно в своей связи. И если в родственной цепочке людей и времен не хватает звена, то возникает потребность его восстановить. Выставка Веры Вильковиской в «Галеев-галерее» — это прежде всего семейное дело, и оно долго, больше полувека, ждало своего завершения. Фотографии — студийные и любительские — важнейшая часть экспозиции, как и фрагменты родственных мемуаров, вошедших в выпущенную к выставке книгу. Прежде всего потому, что писала художница в основном портреты родных и друзей, часто брата Степана — красивого и талантливого, арестованного в 1933-м, потом расстрелянного.

Вера Вильковиская родилась в 1890 году в интеллигентной семье, была старшей из шести детей. Училась в Казанской художественной школе — там же преподавал Николай Фешин (это упоминание обязательно: свет знаменитости осеняет ее спутников, а не оставляет в тени) — и работала в мастерской его подруги Надежды Сапожниковой, бравшей уроки у Кеса ван Донгена. Все это говорит о качестве художественной среды в Казани 1910-х годов и объясняет смелость, с которой Вильковиская писала свои портреты, не боясь резких цветовых сочетаний, как у экспрессионистов, не теряя черт модели, оставаясь в рамках живописи фигуративной. После революции она занялась гравюрой, входила в объединение графиков «Всадник», основанное вернувшимся из Германии Илларионом Плещинским. Как мастер графического портрета Вильковиская получала похвалы критиков и участвовала в выставках вместе с классиками авангарда. И почти все время много преподавала, зарабатывала на жизнь. Но мечтала о больших картинах, сложных композициях.

Все изменилось в 1926 году, когда левых из Казани вытеснил АХХР. Вильковискую уволили из Архитектурно-художественных мастерских. Она бедствовала, потом уехала в Москву. Преподавала рисование в школе и из большого искусства ушла. Во время войны вернулась к матери в Казань и там умерла от дистрофии.

Оставшиеся после нее картины хранились у живущих в разных городах родственников, не задумывавшихся о художественной ценности этого наследства. Показывали их знакомым художникам, но те ничего определенного не говорили. Хранили холсты и рисунки как семейные фотографии, как вещи из прошлого, с которыми нельзя расстаться, ведь это память о родных. Но пришло время, и настала потребность эти картины собрать, отреставрировать и вывести в свет. Однако сведений о Вере Вильковиской семья сразу найти не смогла, имя ее почти не упоминалось в словарях и справочниках. Так что понимание, каким именно художником была «тетя Вера», сформировалось после долгого поиска. Но он благополучно завершился, семейная история соединилась с историей русского искусства, где у каждого художника, в нем участвовавшего, есть свое место — не важно, какое по счету. Главное, что сделана работа памяти, необходимая для связи времен и поколений, что Вера Вильковиская с ее светлыми художническими поисками и печальной судьбой возникла из небытия и тронула тех, кто увидел работы и узнал ее историю.

«Галеев-галерея»
Вера Вильковиская (1890–1944). Живопись, графика
До 8 декабря

Материалы по теме:
Три выставки недели
Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+