18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Архив Николая Харджиева впервые покажут в России в фонде IN ARTIBUS

Уникальные черновики, рукописи, живопись и графику русского авангарда из недавно воссоединившейся коллекции выставят в московском фонде IN ARTIBUS

Коллекция Николая Харджиева, дело всей его жизни, — одно из самых значительных собраний, связанных с историей русского авангарда. Среди прочего в нем находятся рукописи Казимира Малевича, Эль Лисицкого, переписки Михаила Матюшина, документы, связанные с Еленой Гуро, Нико Пиросмани, Михаилом Врубелем, книги, оформленные Наталией Гончаровой, Ольгой Розановой, Давидом Бурлюком, и многое другое. Больше всего коллекционер радел о том, чтобы его собрание не разделялось, — и по иронии судьбы, все получилось с точностью до наоборот. Когда Николай Харджиев решил эмигрировать в Нидерланды в начале 1990-х, он хотел забрать драгоценный архив с собой целиком, не оставляя ничего государству. Немалая часть его архива была нелегально вывезена в Амстердам и оказалась в Стеделейк-музее, а вторая была задержана на таможне Шереметьево и в 1994 году передана в Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Так коллекция оказалась разорванной между двумя институциями на долгих 17 лет — только в 2011 году после многолетних переговоров между РГАЛИ и Фондом Харджиева-Чаги амстердамская часть архива вернулась в Москву, и собрание снова стало цельным. Однако открыть архив для публики сразу же оказалось невозможным: боясь расхищения московской части собрания, при передаче ее РГАЛИ в 1994 году Харджиев поставил условие, что коллекция будет храниться в качестве закрытого фонда до 2019 года. Из-за особенной значимости собрания для науки было принято компромиссное решение оставить закрытой только ту часть, которая имеет непосредственное отношение к личности Харджиева, благодаря чему появилась возможность показать коллекционную часть архива. Экспозиция в фонде IN ARTIBUS, кураторами которой выступили Екатерина Бобринская и Анна Корндорф, станет не просто выставочным, но и исследовательским проектом, где, помимо документов и художественных произведений Велимира Хлебникова, Владимира Татлина, Ольги Розановой и других деятелей авангарда, можно будет впервые увидеть теоретические труды Эль Лисицкого, Казимира Малевича, Михаила Матюшина и не только. Причем вещи из архива Харджиева будут сопровождать предметы, предоставленные частными коллекциями и московскими музеями, а одновременно с открытием выставки выйдет первый из трех томов документов из архива Николая Харджиева.

Фонд IN ARTIBUS
«Архив Харджиева»
11 октября — 30 января 2018

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+