Недавно в стенах Государственной Третьяковской галереи было сделано научное открытие: во время работы над очередным томом каталога Живопись XVIII века специалисты музея провели комплексное технологическое исследование картины Девушка с нотами, которая до сих пор приписывалась русскому художнику XVIII столетия Петру Нестерову на основании надписи, сделанной на обороте доски.
С помощью современных научных методов было установлено, что надпись сделана намного позже предполагаемой даты создания картины, скорее всего в XIX веке. Это позволило опровергнуть авторство Петра Нестерова. Кроме того, пристальное изучение картины под микроскопом выявило очень высокий уровень живописи, из-за чего версия о том, что Девушка с нотами является русской копией с западноевропейского образца, была отклонена. Картина слишком хорошо написана для копии, к тому же исследование характера красочных материалов позволило искусствоведу, эксперту отдела экспертизы ГТГ Иоланте Ломизе датировать произведение не XVIII, а XVII веком. Так начались поиски подлинного автора картины.
Сначала научный сотрудник отдела живописи XVIII — первой половины XIX века Анна Погодина уточнила имя коллекционера, из собрания которого картина поступила в Третьяковскую галерею. Им оказался Е. М. Фейрельберг, собиравший полотна европейских старых мастеров. После революции 1917 года и декрета о национализации большая часть его коллекции попала в ГМИИ им. А. С. Пушкина, и только картина Девушка с нотами, видимо по ошибке, оказалась в ГТГ (очевидно, с этих пор и берет свое начало неверная атрибуция на основе надписи на обороте).
Установив «западный след» картины, Анна Погодина обратилась за помощью к специалистам по западноевропейской живописи. Первой версию о том, что Девушка с нотами написана голландским художником XVII века Якобом Адриансом Баккером высказала искусствовед Елена Шарнова, которая видела персональную выставку этого живописца, проходившую в Амстердаме и Аахене в 2009 году. Затем сотрудники Третьяковской галереи консультировались с Вадимом Садковым, заведующим отделом искусства старых мастеров ГМИИ, где хранятся ра-боты Баккера. Осмотрев Девушку с нотами и сравнив ее с работами из собрания музея, он предположил, что в ГТГ находится авторский вариант, написанный приблизительно во второй четверти XVII века.
В одном из каталогов произведений была обнаружена утраченная во время Второй мировой войны картина Баккера Поющая пастушка, идентичная работе из ГТГ (совпадают сюжет, размеры и мате риалы двух картин).
Дальнейшие исследования и консультации со специалистами по творчеству Якоба Адрианса Баккера из Нидерландов позволят установить, которая из двух картин является оригиналом, а какая — авторской копией.
История этой атрибуции демонстрирует значимость технологических исследований в музейной работе. - Анна Савицкая