Копия из запасника Третьяковской галереи оказалась работой ученика Рембрандта

государственная третьяковская галерея
государственная третьяковская галерея

Недавно в стенах Государственной Третьяковской галереи было сделано научное открытие: во время работы над очередным томом каталога Живопись XVIII века специалисты музея провели комплексное технологическое исследование картины Девушка с нотами, которая до сих пор приписывалась русскому художнику XVIII столетия Петру Нестерову на основании надписи, сделанной на обороте доски.

С помощью современных научных методов было установлено, что надпись сделана намного позже предполагаемой даты создания картины, скорее всего в XIX веке. Это позволило опровергнуть авторство Петра Нестерова. Кроме того, пристальное изучение картины под микроскопом выявило очень высокий уровень живописи, из-за чего версия о том, что Девушка с нотами является русской копией с западноевропейского образца, была отклонена. Картина слишком хорошо написана для копии, к тому же исследование характера красочных материалов позволило искусствоведу, эксперту отдела экспертизы ГТГ Иоланте Ломизе датировать произведение не XVIII, а XVII веком. Так начались поиски подлинного автора картины.

Сначала научный сотрудник отдела живописи XVIII — первой половины XIX века Анна Погодина уточнила имя коллекционера, из собрания которого картина поступила в Третьяковскую галерею. Им оказался Е. М. Фейрельберг, собиравший полотна европейских старых мастеров. После революции 1917 года и декрета о национализации большая часть его коллекции попала в ГМИИ им. А. С. Пушкина, и только картина Девушка с нотами, видимо по ошибке, оказалась в ГТГ (очевидно, с этих пор и берет свое начало неверная атрибуция на основе надписи на обороте).

Установив «западный след» картины, Анна Погодина обратилась за помощью к специалистам по западноевропейской живописи. Первой версию о том, что Девушка с нотами написана голландским художником XVII века Якобом Адриансом Баккером высказала искусствовед Елена Шарнова, которая видела персональную выставку этого живописца, проходившую в Амстердаме и Аахене в 2009 году. Затем сотрудники Третьяковской галереи консультировались с Вадимом Садковым, заведующим отделом искусства старых мастеров ГМИИ, где хранятся ра-боты Баккера. Осмотрев Девушку с нотами и сравнив ее с работами из собрания музея, он предположил, что в ГТГ находится авторский вариант, написанный приблизительно во второй четверти XVII века.

В одном из каталогов произведений была обнаружена утраченная во время Второй мировой войны картина Баккера Поющая пастушка, идентичная работе из ГТГ (совпадают сюжет, размеры и мате риалы двух картин).

Дальнейшие исследования и консультации со специалистами по творчеству Якоба Адрианса Баккера из Нидерландов позволят установить, которая из двух картин является оригиналом, а какая — авторской копией.

История этой атрибуции демонстрирует значимость технологических исследований в музейной работе. - Анна Савицкая

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+