Копия из запасника Третьяковской галереи оказалась работой ученика Рембрандта

государственная третьяковская галерея
государственная третьяковская галерея

Недавно в стенах Государственной Третьяковской галереи было сделано научное открытие: во время работы над очередным томом каталога Живопись XVIII века специалисты музея провели комплексное технологическое исследование картины Девушка с нотами, которая до сих пор приписывалась русскому художнику XVIII столетия Петру Нестерову на основании надписи, сделанной на обороте доски.

С помощью современных научных методов было установлено, что надпись сделана намного позже предполагаемой даты создания картины, скорее всего в XIX веке. Это позволило опровергнуть авторство Петра Нестерова. Кроме того, пристальное изучение картины под микроскопом выявило очень высокий уровень живописи, из-за чего версия о том, что Девушка с нотами является русской копией с западноевропейского образца, была отклонена. Картина слишком хорошо написана для копии, к тому же исследование характера красочных материалов позволило искусствоведу, эксперту отдела экспертизы ГТГ Иоланте Ломизе датировать произведение не XVIII, а XVII веком. Так начались поиски подлинного автора картины.

Сначала научный сотрудник отдела живописи XVIII — первой половины XIX века Анна Погодина уточнила имя коллекционера, из собрания которого картина поступила в Третьяковскую галерею. Им оказался Е. М. Фейрельберг, собиравший полотна европейских старых мастеров. После революции 1917 года и декрета о национализации большая часть его коллекции попала в ГМИИ им. А. С. Пушкина, и только картина Девушка с нотами, видимо по ошибке, оказалась в ГТГ (очевидно, с этих пор и берет свое начало неверная атрибуция на основе надписи на обороте).

Установив «западный след» картины, Анна Погодина обратилась за помощью к специалистам по западноевропейской живописи. Первой версию о том, что Девушка с нотами написана голландским художником XVII века Якобом Адриансом Баккером высказала искусствовед Елена Шарнова, которая видела персональную выставку этого живописца, проходившую в Амстердаме и Аахене в 2009 году. Затем сотрудники Третьяковской галереи консультировались с Вадимом Садковым, заведующим отделом искусства старых мастеров ГМИИ, где хранятся ра-боты Баккера. Осмотрев Девушку с нотами и сравнив ее с работами из собрания музея, он предположил, что в ГТГ находится авторский вариант, написанный приблизительно во второй четверти XVII века.

В одном из каталогов произведений была обнаружена утраченная во время Второй мировой войны картина Баккера Поющая пастушка, идентичная работе из ГТГ (совпадают сюжет, размеры и мате риалы двух картин).

Дальнейшие исследования и консультации со специалистами по творчеству Якоба Адрианса Баккера из Нидерландов позволят установить, которая из двух картин является оригиналом, а какая — авторской копией.

История этой атрибуции демонстрирует значимость технологических исследований в музейной работе. - Анна Савицкая

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+