18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Копия из запасника Третьяковской галереи оказалась работой ученика Рембрандта

Недавно в стенах Государственной Третьяковской галереи было сделано научное открытие: во время работы над очередным томом каталога Живопись XVIII века специалисты музея провели комплексное технологическое исследование картины Девушка с нотами, которая до сих пор приписывалась русскому художнику XVIII столетия Петру Нестерову на основании надписи, сделанной на обороте доски.

С помощью современных научных методов было установлено, что надпись сделана намного позже предполагаемой даты создания картины, скорее всего в XIX веке. Это позволило опровергнуть авторство Петра Нестерова. Кроме того, пристальное изучение картины под микроскопом выявило очень высокий уровень живописи, из-за чего версия о том, что Девушка с нотами является русской копией с западноевропейского образца, была отклонена. Картина слишком хорошо написана для копии, к тому же исследование характера красочных материалов позволило искусствоведу, эксперту отдела экспертизы ГТГ Иоланте Ломизе датировать произведение не XVIII, а XVII веком. Так начались поиски подлинного автора картины.

Сначала научный сотрудник отдела живописи XVIII — первой половины XIX века Анна Погодина уточнила имя коллекционера, из собрания которого картина поступила в Третьяковскую галерею. Им оказался Е. М. Фейрельберг, собиравший полотна европейских старых мастеров. После революции 1917 года и декрета о национализации большая часть его коллекции попала в ГМИИ им. А. С. Пушкина, и только картина Девушка с нотами, видимо по ошибке, оказалась в ГТГ (очевидно, с этих пор и берет свое начало неверная атрибуция на основе надписи на обороте).

Установив «западный след» картины, Анна Погодина обратилась за помощью к специалистам по западноевропейской живописи. Первой версию о том, что Девушка с нотами написана голландским художником XVII века Якобом Адриансом Баккером высказала искусствовед Елена Шарнова, которая видела персональную выставку этого живописца, проходившую в Амстердаме и Аахене в 2009 году. Затем сотрудники Третьяковской галереи консультировались с Вадимом Садковым, заведующим отделом искусства старых мастеров ГМИИ, где хранятся ра-боты Баккера. Осмотрев Девушку с нотами и сравнив ее с работами из собрания музея, он предположил, что в ГТГ находится авторский вариант, написанный приблизительно во второй четверти XVII века.

В одном из каталогов произведений была обнаружена утраченная во время Второй мировой войны картина Баккера Поющая пастушка, идентичная работе из ГТГ (совпадают сюжет, размеры и мате риалы двух картин).

Дальнейшие исследования и консультации со специалистами по творчеству Якоба Адрианса Баккера из Нидерландов позволят установить, которая из двух картин является оригиналом, а какая — авторской копией.

История этой атрибуции демонстрирует значимость технологических исследований в музейной работе. - Анна Савицкая

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
3
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
4
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
5
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+