18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ближний Восток хочет стать еще ближе

19–22 марта в фешенебельном районе Джумейра агломерации Дубай пройдет восьмая ярмарка Art Dubai.

Самая успешная ярмарка в регионе (90% галерей, принимавших участие в 2013 году, подали заявки на 2014-й), в этом году Art Dubai может, пожалуй, рассчитывать на успех сверх обычного. В ноябре министр культуры Франции объявила дату открытия филиала Лувра в соседнем эмирате Абу-Даби (2 декабря 2015 года) и подчеркнула, что в будущем музее главной станет коллекция искусства XXI века. Значит, осталось менее двух лет, чтобы музею восполнить пробелы. А то, что Art Dubai пользуется популярностью среди музейщиков (в 2013 году ярмарку посетило 75 музейных групп), организаторы ярмарки называют в числе первых показателей.

Две важные новости. Первая. Помимо основного раздела Contemporary и тематического Marker, у ярмарки появился раздел Modern, посвященный искусству 1940–1980-х годов. По словам директора Art Dubai Антонии Кервер, тогда в ближневосточных и южноазиатских городах была насыщенная художественная жизнь, которая, однако, никак не отразилась в мировой истории искусства. Потенциально это интересный рынок. «Частные коллекционеры и музеи, уже собравшие значительное число современных работ, теперь перебирают историю», — объясняет она. Экономический спад в Европе делает восточные художественные рынки еще более привлекательными для западных дилеров и институций, которые, как считает Кервер, вынуждены пересматривать собственные позиции. Art Dubai приняла на борт несколько серьезных игроков, в их числе Marian Goodman Gallery, которая привезет на ярмарку Герхарда Рихтера и Джузеппе Пеноне, и Gladstone Gallery с вышивками Алигьеро Боэтти.

В первом выпуске Modern участвует 11 галерей, каждая представляет одного-двух художников — большинство известны в арабском мире, но есть имена, которые не станут откровением и для западной публики. Галерея Janine Rubeiz показывает работы Югетт Калан (род. 1931), которая 1970–1980-е годы провела в Париже, где, в частности, сотрудничала с Пьером Карденом. Она была дизайнером специальной линии Nour и придумала около сотни кафтанов с орнаментами по исламским мотивам. Живопись Калан тоже чемто напоминает орнаменты. В рукоделии нашлось место и политике: Калан, дочь первого президента независимого Ливана, была соосновательницей ассоциации по развитию лагерей палестинских беженцев. Существовавшие при ассоциации мастерские стали и центром сохранения традиционной вышивки, и способом трудоустроить беженок.

Вторая новость — это группа Slavs&Tatars в роли кураторов раздела Marker. Раздел в этом году посвящен Средней Азии и Кавказу, и выбор S&T показателен: это известные противники отождествления модернизации с вестернизацией, коллекционеры автохтонных идеологем; каждый их проект — междисциплинарное исследование, финал которого часто открыт и непредсказуем. S&T свободно чувствуют себя в любых медиа, будь то инсталляция, плакат, книга или объект: в любом случае итог исследования, несмотря на всю серьезность затрагиваемых вопросов (последствия коммунизма, исламизация, прагматизм, мистицизм и др.), будет ироничен (по возможности) и обязательно интерактивен. Вот и раздел Marker, по сути, сталочередным исследовательским проектом S&T. Были приглашены пять галерей и арт-центров из республик бывшего СССР: ArtEast из Бишкека, Asia Art+ из Алма-Аты, владикавказский филиал Государственного центра современного искусства, Popiashvili Gvaberidze Window Project из Тбилиси и бакинский YARAT Contemporary Art Space. Выставка должна представить портрет Кавказа и Средней Азии — регионов, способных сыграть, по мнению художников, роль в становлении многообразного и, что важно, современного ислама. «Мы хотим рассказать альтернативную историю этих регионов, историю, где на первое место вышла бы борьба за космополитизм», — объясняют S&T. А чтобы усилить желание посетителей к кооперации друг с другом и с художниками, пространство, отведенное под раздел Marker, S&T превратят в чайхану.

Художник, чьи работы прямо связаны с историей конфликтов на Кавказе, появится и в основном разделе Contemporary. Московская Pechersky Gallery, достигшая в этом году совершеннолетия (для участия во многих крупных ярмарках галерее должно быть как минимум три года), поедет на Art Dubai впервые и повезет чеченского художника Аслана Гайсумова (род. 1991): объекты — части инсталляции Без названия (Война) — и новые работы из серии Без названия (Буквы). Проект о войне в Чечне Без названия (Война) был одним из самых запоминающихся на выставке номинантов Премии Кандинского 2012 года, а в 2013-м сразу несколько работ Гайсумова попали в основной проект Московской биеннале в Манеже. - Анна Арутюнова

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+