18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Парижские антиквары в новом формате

№56
Материал из газеты

Организаторы обещают ярмарку невиданной красоты. Почетный президент мероприятия — американский миллиардер Кристофер Форбс

Новая команда президента Национального синдиката антикваров (SNA) Матиаса Ари Жана работает над ребрендингом старейшего антикварного салона, существующего с 1956 года. Он получил название «Парижская биеннале» и теперь будет проходить ежегодно. Цель масштабных реформ — вернуть биеннале престиж и деньги.

Поиски нового формата ведутся уже несколько лет. Своими главными врагами французские антиквары сочли крупнейшие ювелирные дома с Вандомской площади, которые, по их мнению, из гостей биеннале превратились в хозяев, забрали себе лучшие площади и распугали своим блеском всех ценителей истинного искусства. С ними переругались, и в итоге в прошлом году в Гран-пале ювелиров было раз, два и обчелся. Биеннале превратилась в музей. На вернисаже ликовали, что собрались сплошь знакомые интеллигентные лица, — под конец сокрушались, что новых покупателей как-то не было видно. Музей музеем, но дело салона — продавать.

Впрочем, причиной тому не только разобидевшиеся ювелиры, но и сами антиквары. Пока французские маршаны вели свою подковерную борьбу внутри SNA за посты и влияние, предавая огласке скандал за скандалом, которые бросали тень на весь антикварный рынок Франции, конкуренты укрепляли свои позиции. Карту европейской арт-столицы, которая была на руках у Парижа, в последнее время довольно успешно разыгрывает соседний Брюссель. К слову, туда в этом году переехала парижская ярмарка старого искусства Paris Tableau: галереи — патриархи антикварного рынка Парижа не пожелали оставаться в составе биеннале, так как в планах нового руководства все же вернуть вандомских ювелиров и часовщиков, причем уже на будущий год. Главный же конкурент Парижской биеннале — нидерландская ярмарка TEFAF решила стать ближе к самым щедрым ценителям классического европейского искусства и, помимо Маастрихта, опробовала площадку в Нью-Йорке. Парижская биеннале гастролировать не собирается, но вот заманить американцев во Францию — едва ли не основная задача новой команды, отсюда и фигура Кристофера Форбса в роли почетного президента. Со всеми этими изменениями и обстоятельствами французам пришлось считаться и, исходя из них, писать новую главу в истории биеннале.

Одно из главных новшеств этого года — создание специальной отборочной комиссии. Она призвана гарантировать прозрачность и объективность процесса отбора произведений. Комиссия состоит только из независимых экспертов — участникам биеннале впредь там не место. Отбор будет проводиться только накануне, досмотреть что-то во время салона и спешно выставить на стенд теперь не получится. Экспонат имеет право только на три подозрения-предупреждения, тогда как раньше их могло быть вдвое больше. По мнению Матиаса Ари Жана, «это позволит нам всем избежать неприятных сюрпризов, а антиквары будут более осторожными». Для тех, у кого останутся сомнения, в Гран-пале будет работать научная лаборатория Art Analysis с новейшим оборудованием. «Таким образом, Парижская биеннале становится салоном с самыми строгими критериями отбора произведений, гарантирующими их происхождение и подлинность», — уверен президент Национального синдиката антикваров. Усиление строгости экспертизы — ответ на громкий скандал с поддельными стульями, которые попали в коллекцию Версаля. В некрасивой истории оказались замешаны самые уважаемые маршаны объединения французских антикваров.

Инициатором создания отборочной комиссии и ее руководителем стал Кристофер Форбс. Американский бизнесмен и коллекционер — известный франкофил. Он возглавляет Американскую ассоциацию друзей Лувра, а его внушительная коллекция личных вещей Наполеона III пару лет назад разлетелась с молотка по французским музеям. «Форбс не талисман биеннале, — говорит Матиас Ари Жан, — но человек, который на 100% вовлечен в ее подготовку. Мы действительно на него рассчитываем». Задача Кристофера Форбса — мобилизовать своих американских друзей-коллекционеров, партнеров, бизнесменов. С ними он выпивал на коктейлях в Нью-Йорке, ужинал в Париже; о биеннале Форбс говорил даже на глобальной конференции Forbes в Индонезии — мировом саммите крупнейших предпринимателей. Уверяет, что многие загорелись и обещали быть. Накануне традиционного светского ужина в Гран-пале почетный президент планирует еще один — для его дорогих гостей — в своем имении в Кальвадосе. Американец обещает, что полакомиться будет чем — не только на приемах, но и на биеннале.

В нынешнем выпуске принимают участие 95 галерей преимущественно европейского происхождения. Для 85% маршанов это возвращение в Гран-пале, и организаторы считают эту цифру главным показателем успеха. Уверяют, что на других салонах их доля едва ли не вдвое меньше.

Представленное на биеннале искусство с каждым годом молодеет. Если раньше произведениям живых авторов вход в Гран-пале был заказан, то теперь планка — до 2000 года. Президент SNA говорит, что это предел, дальше ни шагу. Строго он настроен и по отношению к скульптуре. «Произведения, существующие тиражом 100–200 копий, — это не уровень биеннале, — объясняет Ари Жан. — Например, двухметровым скульптурам Дали, которые прекрасно продаются в Нью-Йорке, не место в Гран-пале».

Из топ-лотов биеннале — «Антропоморфный пейзаж» (1963) Пабло Пикассо (Helenе Bailly Gallery, €5–6 млн). Если внимательно приглядеться, то в безмятежный горный пейзаж вписан мужской профиль. В галерее не исключают, что речь может идти об автопортрете. В цене и французский натюрморт XVII века. В €1 млн оценили в Galerie Eric Coatalem «Букет цветов» Жан-Батиста Монойера (1665). Дешевле натюрморты француженки Луизы Муайон, покровителем которой был английский король Карл I: инжир, спаржа, сливы и абрикосы в голубой вазе — €400 тыс. На €200 тыс. дороже будет стоить геометрический абстракционизм Огюста Эрбена («Композиция», 1918, Damien Boquet Art). Мрачные цветы итальянского графика Джорджо Моранди — €300 тыс. (Robilant+Voena).

Живописью биеннале не ограничивается. Венская Kunsthandel Kolhammer OG предлагает афишу «Комедия» Альфонса Мухи для Немецкого театра в Нью-Йорке за €110 тыс., парижская Galerie Kevorkian — пышную 13-сантиметровую алебастровую статуэтку, возраст которой не менее 6 тыс. лет, а так могла бы быть героиней Ники де Сен-Фалль, за €100–500 тыс. А у бывшего президента Национального синдиката антикваров Доминика Шевалье — шпалеры, созданные для министра финансов Людовика XIV Кольбера и добравшиеся до дома Билла Гейтса (он был их последним владельцем). Цена по запросу.

Удачным нововведением прошлого выпуска биеннале антиквары единодушно признали сценографию француженки Натали Креньер. Дизайнер избавилась от центральной аллеи, а вместе с ней и от обид, что кому-то досталось место в золотой середине, а кто-то выступает в роли массовки, сидя на задворках Гран-пале. Никаких секторов на биеннале как не было, так и не будет — все вперемешку (археология — с мебелью и картинами), и все под нефом.

«Почетный салон» на первом этаже, где в прошлом году делал свою выставку Эрмитаж, в этом году закроют. Доходят до него единицы. Но выставка все же будет, ее спустят вниз и распределят по двум павильонам между стендами антикваров. В этом году на биеннале чествуют коллекцию Барбье — Мюллера — уникальное собрание четырех поколений швейцарской семьи, по которому можно изучать историю искусства. На выставке «Коллекция Барбье — Мюллера. 110 лет страсти» покажут и знаменитые африканские и азиатские маски начинателя, Жозефа Мюллера, и неизвестные ранее произведения из коллекции его дочери Моники и ее мужа Жан-Поля Барбье (часть своего собрания они подарили парижскому Музею на набережной Бранли), и японские мечи, и редкие монеты, и живопись XVIII века, и современное искусство вплоть до Джеффа Кунса — у каждого члена семьи свои художественные пристрастия.

Гран-пале
Парижская биеннале
11–17 сентября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+